Газеты – периодические издания, где публикуются материалы о текущих событиях разного характера. Выходят они листками или каждый день, но не реже, чем еженедельно. В течение десятилетий газеты оставались одними из важнейших средств массовой информации. И хотя в 21 веке большинство людей переходят на электронный формат, у бумажных изданий тоже есть свои читатели. В Украине первыми появились газеты на русском языке, потому что Украина входила в состав Российской империи. Бороться за украиноязычную прессу пришлось много лет, несмотря на все существующие запреты: сначала царские, потом советские. Проследить этот путь можно по опыту Екатеринослава, который всегда оставался просветительским и культурным центром Юга России. Далее на dnepr-future.
История появления газет в Украине
Ученые называют прообразом газет рукописные сводки новостей. В 16 веке в Венеции за такой товар платили мелкую монету, которая называлась “gazetta”, что и дало название будущим изданиям. Если первая рукописная газета появилась в Венеции в 1563 году, то первая печатная – в Вене в 1615 году. А уже в первой половине этого столетия их печатали почти во всех странах Европы. До русской империи новинка дошла только в 18 веке, первую газету «Известия о военных и других делах, достойных познания и памяти» создал царь Петр I в 1703 году. Спустя всего 20 лет после этого начали выходить Санкт-Петербургские и Московские ведомости.
На территории Украины первыми отличились львовяне: в 1776 году “Gazette de Leopol” презентовал Львов. Затем были «Харьковский Еженедельник» в 1812 году, ежедневный «Одесский вестник» в 1828 году. В 1838 году появился императорский указ о том, что в каждом губернском центре должны издавать газету с губернскими новостями. Екатеринослав представил в том же году «Екатеринославские губернские ведомости», вышла газета на русском языке. А чтобы не возникло искушения издавать прессу на украинском языке, в 1863 году, когда массово выходили разнообразные газеты и журналы, увидел свет Валуевский циркуляр о запрете печатать украинские книги и прессу. В 1876 году его дополнили тайным указом о запрете ввозить в Россию, издавать, печатать «малорусские» произведения и переводы. Запрещались также спектакли на украинском языке и записи текстов под нотами.
Попытка выпускать украиноязычные газеты на территории Украины
Первыми попытались получить разрешение цензуры украинские патриоты Харькова. Разрешение им дали, в 1807 году начали выходить «Харьковскіе Патріотическіе Листы», но широкого интереса у читателей не вызывали. И только в 1905 году, когда был снят запрет на печать украиноязычных изданий, начались массовые попытки просветителей в разных губерниях развивать собственную прессу. На Приднепровье первый ежедневный журнал появился в 1906 году, выходило в общей сложности 40 украиноязычных периодических изданий. Из них только 10 продержались больше года, остальных хватило всего на несколько номеров. Проблема была в том, что не хватало подписчиков. Люди еще опасались покупать и читать украиноязычные выпуски, да и тех, кто хорошо владел украинским языком, насчитывалось немного.
Но патриоты-просветители не сдавались. Из журналов в Екатеринославе самым известным был «Дніпрові хвилі», который готовили и рекламировали участники общества «Просвіта». Эта организация сформировалась в октябре 1905 года. Начинали с 28 человек, постепенно выросли до 400. Первым председателем был преподаватель духовной семинарии Липковский, в организацию входили такие известные деятели, как супруги Дорошенко, Бедновы, педагоги и ученые Быков, Богуславский, Кащенко, Синявский, Хренников, Яворницкий.
Первые украиноязычные газеты Екатеринославщины
Первую попытку выпускать такую газету предпринял местный журналист, просветитель Николай Быков. Обратился с просьбой в администрацию города разрешить издание газеты «Громадська справа» с несколькими отделами. Планировались статьи по общественно-политическим, экономическим, хозяйственным, педагогическим, юридическим темам, политические обзоры, литературные произведения, художественная, театральная критика. Но в просьбе было отказано, поскольку действовали указы о запрете 1876 и 1881 годов.
В феврале 1906 года выдающемуся историку и ученому Дмитрию Яворницкому удалось положить начало первому украинскому журналу «Запоріжжє». Издателем и меценатом газеты стал екатеринославский известный промышленник, поклонник украинского движения Хренников. В провозглашенных задачах отметили распространение народного просвещения, духовное развитие народа, помощь в организации Украинской крестьянской партии. Излагали и программу партии, разъяснения перед выборами в Государственную думу.
Первые выпуски «Запоріжжє»
На первой странице редакторы поместили стихотворение Шевченко «Розрита могила», что в то время было довольно смелым шагом. В статье «Як вільних українських козаків зроблено кріпаками» проанализировали положение казачества, начиная с восстания под предводительством Хмельницкого и до закрепощения украинцев царицей Екатериной II. Не забывали и о своей современности. В сообщении от журналиста, который писал под псевдонимом «Свидетель», речь шла о деле одного из братьев Мазуренко, которые были организаторами крестьянства на Донщине. Братьев обвинили в призывах к разрушению государственного строя.
Авторы и редакторы пытались не только привлечь внимание к проблемам украинства, но и заинтересовать людей тонкостями политической жизни. Статья «Що чути про вибори до Думи?» объясняла особенности избирательного закона, его слабые места, не позволяющие сформировать представительный парламент. О необходимости заявлять о своих правах говорилось в публикации «Чи брати участь у виборах?». Еще в газете сообщали новости о рабочем и крестьянском движении в разных губерниях, печатали лекции Грушевского. К сожалению, долго эта газета не продержалась. Смелые материалы вызвали недовольство местных властей, последний тираж конфисковали, а газету закрыли.
Просветительская «Добра порада»
Оставила свой след в периодике того времени и екатеринославская организация «Просвіта». Они сосредоточились на выпуске литературной газеты «Добра порада», которая начала выходить с февраля 1906 года. Своей задачей просветители избрали защиту интересов украинского народа. И даже при очень ограниченной свободе в первом номере обещали разъяснять читателям важные события жизни, указывать на злые корни из прошлого. Первый номер редактировал Николай Быков, затем – просветитель Дьяконов. Писали под псевдонимами: Биднов – Степной, Биднова – Жигмайло, Рудичев – ИвеР. Газета состояла из нескольких отделов: правительственные распоряжения, статьи о нуждах крестьян, жизни в стране, зарубежные новости, обзоры печати. Отвели место для рассказов, стихов и объявлений.
Публикации газеты «Добра порада»
Для разъяснения задач украинства было создано несколько материалов. О крестьянах в статье «Наша пора» писали, что им нужны политическое образование, дружеское единение, чтобы устанавливать свои жизненные порядки. Отмечали и проблемы образования. В материале «Дещо про українську мову і школу» авторка Жигмайло отмечала, что дети растут, как репейники на огороде, без понятия о правде и Боге, без образования, калечат свой мозг, обучаясь на чужом языке. О важности родного языка писал и просветитель Шелест в статье «Наша сім’я». Он утверждал, что хоть украинская семья, заговорившая на родном языке, и небольшая, но ежедневно будет расти, пока не заговорит весь народ.
В защиту украинского языка выступал и Степной, отмечал, что ни один честный и умный человек не может сказать, что тот или иной язык не способен к выражению научных вещей. Отдельно сделали перевод Священного письма на украинский с пометкой, что слово Божие станет более понятным, когда будет звучать на родном языке. Многие публикации посвящали Тарасу Шевченко. Свои стихи печатали Дьяконов и Кузьменко, в статье, посвященной памяти Шевченко, Рудичев выражал надежду, что Украина под влиянием науки воскреснет для будущего.
Интересную литературоведческую разведку «Кріпацтво у творах Шевченка» подала автор Жигмайло, где провозглашала важность свободных мыслей для свободного люда. Не забыли отметить на страницах газеты и известного деятеля Михаила Грушевского, изложили обзор его жизненного и творческого пути и общественной деятельности. Образцом журналистского расследования можно назвать статью в 3 и 4 номерах под названием «Батюшки і вибори», материал подавали одновременно с хроникой событий. Но и эта газета долго не удержалась из-за направлености материалов. Четвертый номер в марте был последним.
Попытка достучаться до крестьян
Как заметно из публикаций вышеупомянутых газет, большую ставку делали просветители на крестьянство Екатеринославщины. Это действительно была мощная сила, как показало будущее, однако беда заключалась в том, что грамотных среди этих представителей было очень мало. Поэтому и газеты читать, а тем более – платить или покупать при скудных доходах было некому. И все же в июле 1906 года активист Николай Маслов получил от Главного управления по делам печати разрешение на издание в Екатеринославе украиноязычной газеты «Селянське слово».
Планировали печатать официальные сообщения, беллетристику, публицистику, зарубежные новости, события в стране, объявления и справки. Собирались издавать газету дважды в неделю, печать брала на себя типография Барановского, свидетельство об этом сохранилось по делу екатеринославского губернатора за октябрь 1906 года. Но украинским исследователям не удалось найти информацию о дальнейшей судьбе этого издания. Скорее всего, такую прессу не позволила цензура.
Украинское слово вне Украины
Стоит отметить, что хотя на территории Украины и в частности на Екатеринославщине просветителям так и не удалось окончательно сломать запреты цензуры, в некоторых российских журналах, выходивших за пределами Украины, публиковали украинские материалы. Стихи, драматические сцены, статьи выкладывали, чтобы привлечь внимание подписчиков из Украины. Примером тому – петербургский журнал 1840 «Маяк», который выпускал украинец Бурачок. Приложением к “Отечественным Запискам” Краевского печатал журналы на украинском языке известный литератор Евгений Гребенка. В 1841 году вышли «Сніп» и «Ласточка», в 1843 году – «Молодик». В 1859 году появился номер под смелым названием «Українець», а в 1860 году – «Хата». Это были очень скромные попытки, но они все же привлекли внимание общественности к проблемам и судьбам украинского языка. Что, по мнению современных исследователей, сыграло важную роль в последующие годы.