Суббота, 20 апреля, 2024

Заводные штучки: первые автомобили в Екатеринославе

История автомобилей, оснащенных двигателем внутреннего сгорания, насчитывает всего-то 137 лет. В исторической перспективе это вообще не срок. Первые такие автомобили появились в Европе, а потом расползлись по всему миру с далеко не автомобильной скоростью. И спустя пару десятков лет появились в губернском городе Екатеринославе. И их появление можно было сравнить с пьяной компанией под окнами. Спокойная жизнь закончилась. Дальше на dnepr-future.

Внутри все горит!

Первым в истории человечества автомобилем официально признано творение немецкого механика Карла Бенца. Называлось оно Benz Patent-Motorwagen, и появилось на свет в 1885 году. Автомобиль был на трех колесах, со стальной трубчатой рамой и управлялся рулем Т-образной формы. Авто быстро завоевало общественное признание и был налажен ее серийный выпуск. 

Надо понимать, что развитие самоходных машин шло тогда по Европе твердым шагом. Но именно с появлением автомобиля Бенца автопромышленность вышла на качественно новый уровень. Хотя бы потому, что двигатели внутреннего сгорания Бенца имели тогда водяное охлаждение. Первый автомобиль развивал скорость 16 км\ч, это примерно скорость бегущего человека. Следующие модели могли разгоняться уже до 19 км\ч. На то время это было рекордом. Первые автомобили при езде сильно шумели и дымили, но все равно оставляли после себя ощущение технической революции.

Игры джентльменов

Жажда скорости и острых ощущений входит в стандартную прошивку любого человека. Если есть устройства, способные гонять на приличных скоростях, люди будут гонять. В июле 1894 года в Париже состоялись первые автомобильные гонки

Различного рода состязания на скорость проводились и раньше. Но это были не гонки как таковые, а соревнования между техникой. В парижских гонках принимало участие 14 автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и семь машин с паровым двигателем. До финиша доехало 14 автомобилей. Самую высокую скорость (более 22 км\ч) показал как раз автомобиль с паровым двигателем. Но первый приз разделили между собой две бензиновые машины. Жюри посчитало, что они более надежные при эксплуатации и именно этим автомобилям принадлежит будущее. 

Движение на восток

В Российской империи первые автомобили с двигателем увидели, как и положено, в столице. В Петербург в начале 90-х годов XIX века такую техническую новинку привез основатель влиятельной газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Навроцкий узрел автомобиль во Франции и, недолго думая, приобрел себе такой же. Уже через несколько лет на столичных улицах автомобилей и мотоциклов стало заметно больше. Но — вся техника и запчасти к ней были привозными. Однако уже в 1896 году изобретателями Евгением Яковлевым и Петром Фрезе был создан первый отечественный автомобиль. Весил он 300 кг, разгонялся до 20 км\ч, имел двухместный кузов. Предприятие «Фрезе», которое основали изобретатели, успело выпустить несколько легковых и грузовых машин. Но серийное производство наладить не получилось, потому что все запчасти были не собственного изготовления, а импортными. 

Автомобильная Украина

В Украине первыми достижения автомобильной науки и техники увидели одесситы. Благодаря все тому же Василию Навроцкому. После Петербурга он приехал похвастаться покупкой перед земляками. Вторым стал Киев. В 1904 году на нынешней улице Богдана Хмельницкого возник экзотический клуб, который объединял любителей автомобилей. Надо понимать, члены клуба были уважаемыми и влиятельными людьми. Даже просто прокатиться на автомобиле, не говоря уже о постоянном пользовании этой техникой, было делом затратным и труднодоступным. А возглавлял клуб командующий Киевским военным округом генерал Сухомлинов. 

Как и все новое, автомобили сначала вызвали у рядовых граждан неприятие. Главным образом, из-за упомянутых уже факторов — дыма и шума. Когда в 1902 году некий офицер кавалерии приехал в Ялту на авто, горожане завалили полицейский околоток жалобами. Полиция прислушалась к заявителям, и запретила офицеру ездить на автомобиле. Офицер оказался не из простых и пожаловался одному из царских министров. Но когда тот обратился к Николаю II, который в это время отдыхал в Ливадии, царь отверг просьбу. Мол, не хватало мне еще в Ливадии такого счастья. Ходите пешком, господа. 

Автомобильный Екатеринослав

В Екатеринослав новшество доползло только к 1908 году. Изумленные извозчики наблюдали, как ежедневно из Екатеринослава в Новомосковск ездил 9-местный автомобиль, больше напоминающий автобус. Регулярное сообщение между двумя городами установил наследственный дворянин Андрей Миклашевский. Но вскоре пришлось заменить средство передвижения на 20-местное, чтобы вмещало всех желающих.Монополией на перевозки Миклашевский наслаждался недолго. Уже через полгода прибавилось еще трое таких перевозчиков.

Новые автомобили продолжали появляться на городских улицах регулярно. И в 1911 году Городская Дума начала собирать налог со всех владельцев машин и мотоциклов. Налогом облагались только частные автомобилевладельцы. Которые, кстати, должны были предоставить справку от продавца, где указывалось количество лошадиных сил. После уплаты всех налогов хозяину машины выдавали номерной знак. 

В 1913 году власти города издали первые правила дорожного движения в Екатеринославе. Все авто были разделены на четыре группы: для личного пользования, для пассажирских перевозок, для перевозок грузов, для рейсового транспорта. Разрешение на управление автомобилем могли получить только мужчины старше 18 лет. Помимо необходимых навыков управления автомобилем потенциальный водитель обязан был уметь произвести элементарный ремонт в случае поломки.

Разрешалось ездить со скоростью не более 16 км\ч. Водители автомобилей должны были принимать все меры, чтобы не пугать лошадей улицах. О приближении к перекрестку водитель обязан был сигнализировать клаксоном. Уступать дорогу пожарным обозам, остановиться, если навстречу шел крестный ход или процессия. Запрещался обгон, нельзя было оставить авто без присмотра, останавливать его возле ворот или проездов, парковать машину вдоль тротуаров, если там стояли извозчики. 

Автомобили стоили дорого, купить их можно было только за границей, в Москве или Петербурге. Поэтому владели автомобилями исключительно богатые дворянские семьи.  Например, семья председателя Государственной Думы Российской империи Михаила Родзянко.

Автомобилей было немного, владели ими достойные люди, но вели себя точно так же, как сейчас. Местная пресса постоянно писала про автомобильные ДТП на улицах Екатеринослава. Один водитель превысил скорость, протаранил экипаж с извозчиком, зацепил прохожего, врезался в столб. Другой испугал лошадей, животные понеслись вскачь, опрокинули чистильщика сапог, врезались в бочку с квасом, водитель скрылся с места происшествия. У третьего лопнула шина на ходу, автомобиль резко затормозил, водитель погиб. 

Выяснением причин ДТП и розыском виновных занималась полиция. Регулировкой дорожного движения занимались тоже полицейские. А в 1914 году стражи порядка получили палочки белого цвета, которыми указывали направление движения извозчикам и автомобилистам. Впоследствии палочки превратились во всем известные жезлы. 

Прогресс прогрессом, но главным общественным транспортом продолжали оставаться извозчики. Поэтому каждое утро каждый извозчик платил своему полицейскому 15 копеек. И спокойно работал, зная, что ему ничего не грозит. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.