Каждый обычный житель Днепра, знает что такое ездить “селедкой” по утрам, за что горожане прозвали их “скотовозками”. Как появились маршрутки в нашем регионе – узнаете в материале на dnepr-future.
История маршруток в Екатеринославе
Первыми перевозили людей в нашем городе извозчики. В их роли выступали крестьяне. График работы был изнуряющий, прослужить 20 лет считалось большим счастьем. Они работали по 16-19 часов практически без выходных, у коней – был один выходной в неделю. Департамент транспорта тогда называли “Биржей извозчиков”.
В конце 19-века у извозчиков появился конкурент – пароконные трамваи. Конку тянули 2 лошади. В вагон вмещалось 12 пассажиров, а ездили они намного мягче, чем извозчики, что заставило последних начать сильно нервничать за свой бизнес из-за того, что клиенты начали пересаживаться на “параконнку”. Стоит сказать, что условия работы тоже сильно отличались. У “параконщиков” они были легче: 2 выходных, выдавали новую форму. Такие условия заставили извозчиков повышаться в классе и переходить на работу параконщика.
Пароконные трамваи проблему транспортной сети города решить не могли. Из-за рельефа запустить «трамвай» на Соборную гору не представлялось возможным, и на окраины города возить было проблематичным, поэтому с появлением электрических трамваев пароконные убрали.
В 1908 году в Екатеринославе появляется новый вид общественного транспорта – это были небольшие “маршрутки”, которые вмещали 9 мест. Они “катали” людей до Новомосковска. Такое путешествие занимало 55 минут, а обходилось в 1 рубль и 25 копеек. Все машины были в собственности одного человека – Андрея Миклашевского. На аренде автобусной станции он экономил, поэтому размещал их рядом со своим домом. Другие хитрые предприниматели поняли, что на этом можно хорошо заработать и стали тоже возить людей до Новомосковска, увеличив вместимость машин до 20 мест.
В то время правил для автомобилистов еще не существовала, поэтому дорожное движение вызывало хаос. Только в 1913 году ввели ПДД в нашем городе. Самым странным пунктом было, что нельзя пугать лошадей. Попасть в ДТП при таком мало количестве машин надо было еще умудрится, такие события вызывали резонанс и печатались обязательно на обложки местных СМИ.
80-е годы ХХ века – современность
В СССР ходили автобусы. Численность маршрутов к началу 80-х была около 60 штук. Первые маршрутки в Днепропетровске появились приблизительно в 1985 году. Они ездили с левого на правый берег, а интервал составлял 15 минут.
В начале 90-х транспортная сеть продолжила расширяться. По городу ездили небольшие “газели”, а перевозчики уже тогда начали проявлять свою наглость и подняли проезд с 20 до 50 копеек. Электротранспорт того времени стоил 25 копеек, поэтому ездить в маршрутках могли позволить себе не все. При этом в подвижном составе использовали все что угодно, даже “ПАЗики” и “Икарусы”. Последние были самыми разваливающимися, ездили с одной дверью, которое нередко держалось за веревки, казалось что вот-вот и это “корыто” уже развалится. Потом на их смену появились “спринтеры” (“Мерседесы” небольшой вместимости) и “Газели”. Оба вида транспортных средств стали настоящим ужасом для людей ростом метр 90, таким пассажирам приходилось постоянно сгинаться, чтобы влезть в маршрутку. Еще недолгое время поездили по нашему городу “рафики”.
В 2000-х кроме новых маловместительных “спринтеров”, начались появляться “Эталоны” и “Богданы”. “Богданы” уже вмещали намного больше людей, но в них нередко огромная шумовая проблема – это колодки. Шли годы, стоимость проезда повышалась, а качество транспорта оставалось прежним.
В 2016 году городская власть объявила программу “Смерть маршруткам”. Часть маршрутов серьезно обновили, но там, где было невыгодно, большие автобусы уже исчезли через несколько месяцев, а после карантина «Covid-19» ттранспортных средств в нашем городе стало еще меньше.
Надеемся, что транспорт в нашем городе будет развиваться и на всех городских маршрутах будут ездить удобные современные автобусы.