Понедельник, 15 августа, 2022

Свет в начале тоннеля: как освещались улицы Екатеринослава

Сегодня можно ходить по улицам относительно спокойно, не боясь упасть в яму или траншею. И не только потому что есть мобильный телефон с фонариком. К уличному освещению все привыкли и не считают это чем-то из ряда вон. И напрасно. Еще в XIX веке позволить деньгам сгорать в прямом смысле мог далеко не каждый город. Дальше на dnepr-future.

Как зажигают огни

Первое освещение в Российской империи появилось в 1706 году с Санкт-Петербурге. Петр I так сильно праздновал победу над шведами в битве при Калише, что приказал вывесить на нескольких центральных улицах фонари. Поскольку понятия «фонарный столб» тогда еще не было, фонари закрепили на фасадах домов. Император сам не подозревал, что таким образом положил начало уличному освещению в империи.

Народу понравилось такое ноу-хау, и фонари начали зажигать на всех значимых праздниках. А в 1718 году Петр подписал указ об обязательном уличном освещении. Но это счастье досталось только жителям центральных улиц. Для обитателей окраин ничего не изменилось.

Традиции белых ночей

В 1730 году новшество добралось и до Москвы. Указом Сената началось производство стеклянных фонарей. Но освещали избирательно — только в зимнее время, когда рано темнело. Изначально на московских улицах установили около полутысячи масляных фонарей. Потом увеличили период освещения с сентября по май. И опять же, с оговоркой. Если в небе светила луна, она считалась полноценным источником освещения, и фонари не зажигали. Финансировала такое удовольствие столица, а содержать фонари в исправном состоянии и заполнять их горючим должны были жители города. 

К началу XIX века в Москве было уже шесть с половиной тысяч фонарей. Большая часть из них крепилась к столбам, остальные вешали на стены домов. Вначале фонари заправляли маслом. Потом появились фонари на спирте. Но очень быстро выяснилось, что склонные к веселому образу жизни москвичи воруют и выпивают спирт из фонарей. Для борьбы с такой напастью в спирт начали добавлять скипидар, а все фонари оборудовали замками. 

Во второй половине XIX века для освещения улиц стали использовать керосин. Керосиновые фонари светили гораздо ярче своих предшественников, и это отразилось на общественной жизни. Москвичи стали чаще выходить на вечерние прогулки и начали тщательнее следить за гардеробом, потому что разглядеть человека в темное время суток стало легче. 

Затем появились газовые фонари. Они светили еще ярче. Газ для этих фонарей поставляли англичане. И хотя цена на него была вполне приемлемая, большинство улиц продолжали освещаться керосином. Горожане боялись взрывоопасных возможностей газа и боялись отравиться им. И вообще не понимали, как что-то может гореть без фитиля. Поэтому пройдемте-ка, друзья, по той улице, там керосиновая горелка. 

От центра — к окраинам

А как обстояли в это время дела с освещением улиц Екатеринослава? Что было до середины XIX века, документально не зафиксировано. Про масляные фонари упоминается в источниках 1850-х годов. Во второй половине века уже применялись керосиновые фонари — на весь город их было 140 единиц. Для большого промышленного города это было очень мало. Неплохо освещался по сути только центральный проспект и его перекрестки. По праздникам было лучше: каждое торговое заведение обязано было выставить у каждого окна по две свечи. Но все равно жизнь для многих горожан была беспросветная и темная. Во всех смыслах.

Свет несут коронации

В Москве первые электрические фонари вспыхнули на кремлевских башнях в день коронации Александра II. Но это были просто спецэффекты для красоты. А вот коронация Александр III в 1883-м году, при которой дуговыми лампами освещались достопримечательности Москвы, послужила поводом для разработки электрического освещения улиц. 

Ну и, наконец, коронация Николая II позитивно отразилась уже и на Екатеринославе. 14 мая 1896 года, когда последний император принимал власть, наш город впервые осветился при помощи электричества. Исключительно, чтобы подчеркнуть помпезность и значимость события. Но тогда же был поставлен даже не вопрос, а ультиматум об электрическом освещении улиц. 

Вопрос, разумеется, касался не только улиц. Требовал электрификации городской железнодорожный транспорт. Также нужно было внедрять электроэнергию в коммунальное хозяйство. В том же 1896 году Городская Дума одобрила все эти направления и постановила: строить тепловые электростанции и электрические сети. Часть средств на это бралось из бюджета города, часть было решено получить от инвесторов. Желающих инвестировать в этот проект оказалось немало: в городскую управу обратились представители семи акционерных компаний и частных организаций из Москвы, Варшавы и Санкт-Петербурга. Конкурс выиграла Москва. В 1897 году началось строительство Центральной электрической станции на углу улиц Петербургской и Фабричной (сегодня Ярослава Мудрого и Столярова).

Станция была построена в 1902 году. Через год город освещало уже 450 электрических фонарей. Час горения одного фонаря обходился городу в 4 рубля 75 копеек, а электростанция стала энергетическим предприятием-монополистом Екатеринослава.

Электричество стоило дорого, поэтому городская власть строго следила за ее правильным использованием. Если дежурный полицейский не выключал фонарь в половине четвертого утра, как было положено, он, помимо выговора от начальника, которые редко подбирали благородные выражения, наказывался внеочередными нарядами.

Фонарное исполнение

Первыми соревноваться в оригинальном исполнении фонарных столбов стали крупные города еще в XIX веке. К началу ХХ века такая мода накрыла и Екатеринослав. На старых открытках, где изображен екатерининский проспект, можно увидеть высокие изящные столбы из металла. Высотой они превосходили 10-метровую отметку. Заканчивался столб металлической дугой, на которой висел фонарь в стеклянном обрамлении. Таких фонарей до настоящего времени не сохранилось. Специалисты называют самыми старыми фонарями Днепра пару фонарей, которые располагаются при входе в Днепровскую политехнику (известное здание с колоннами).

После революции к фонарному дизайну относились как к напрасной трате времени. Архитектурной формой фонари были признаны уже в ходе послевоенного восстановления страны. Благодаря такому решению центральные улицы Днепропетровска украсили фонари со стеклянными абажурами, которые крепились к массивному металлическому основанию. Само основание украшено различными декоративными элементами и установлено на гранитную тумбу. Такие фонари до сих пор можно увидеть возле памятника Ломоносову. Много отличных фонарей сохранилось на монастырском острове возле памятника Шевченко. 

При Хрущеве и Брежневе к фонарям требования были незатейливые: чтобы стояли высоко, светили далеко и чтобы ветром не унесло. Чисто утилитарный подход без намека на фантазию. Это называлось борьбой с излишествами.

В 80-е годы фонари стали уже красивее. После обретения независимости — еще лучше, вычурнее и богаче. Достаточно пройтись по Скверу Героев (хорошие фонари), Екатерининскому бульвару (загляденье), Набережной Победы (сквер Прибрежный, фонари интересных форм). Учитывая веяния нового времени, многие делают фонари с антивандальной защитой. Но выходит почти по Крылову: когда в товарищах согласья нет, каждый фонарь в отдельности красив, а ансамбля не получается. 

Latest Posts

.