Суббота, 21 сентября, 2024

Как развивалось фотодело в Екатеринославе?

Современной молодежи сложно представить, что более 50-60 лет назад сделать фото на память самостоятельно могли далеко не все горожане. Ведь нужно было иметь не только качественный фотоаппарат, но и хорошую пленку, которая в советское время тоже считалась дефицитом. Обычно на знаковые даты отправлялись в фотоателье. А в конце 19 – начале 20 века о личных фотоаппаратах не было и речи, сделать фотографию оставался шанс только в фотоателье. Состоятельные семьи могли заказать услуги специалиста на выезде, что стоило дороже. Далее на dnepr-future.

Для представителей средних слоев населения, рабочих, служанок, чиновников сделать фото было важным знаковым событием, едва ли не единственным вообще на всю жизнь. В Екатеринославе такие услуги оказывали разные специалисты, в городе насчитывалось 75 фотоателье! Поэтому выбор был очень велик. А вот список лучших мастеров ограничивался лишь несколькими фамилиями, которые история сохранила до 21 века.

Первый фотограф Екатеринослава

Днепровские исследователи определили, что первым фотографом губернского центра был Василий Леонтьевич Миткин, открывший фотоателье «Миткин и К°» в 1860 году. Сначала работал вместе с отцом, а в конце 1880 года отделился, подал рекламу о собственном ателье «Русская фотография». Из рекламы известен и адрес: угол улиц Александровской (современная Сечевых стрельцов) и Казачьей (Старокозацкая), дом Добрускина. Прославился благодаря качественным фотографиям, сделанным при закладке здания Горного училища в 1900 году. Многие его дагеротипы городских улиц хранятся в архивах Днепра и неоднократно использовались для изготовления праздничных открыток.

Василия Миткина называли фанатиком фотодела, он мог часами сидеть на крыше или на чердаке дома, чтобы поймать хороший кадр. Следует учесть, что оборудование тогда было очень громоздким. Фотоаппарат состоял из 3 ящиков: камера-обскура, вторая секция отвечала за йодирование пластин, в третьей пластины проявляли под влиянием ртутного пара. А ведь еще нужно было брать с собой треногу. Но трудности не останавливали Василия Леонтьевича. Историки нашли интересный эпизод, когда мастеру удалось сфотографировать привидение во время работы на чердаке на улице Волошской.

Потусторонний мир на пользу коммерции

Этот случай лучше всего характеризует коммерческую жилку фотографа. Василий Миткин собрался фотографировать панораму Старобазарной части города с Троицким собором и замком тюрьмы вдали. Дождался нужного освещения, выбрал оптимальный ракурс, чтобы зря не тратить пленку, потому что она была очень дорогой. Когда проявлял, заметил в углу светлое пятно, которое на следующих снимках постепенно от края сместилось на середину кадра. Сразу же вывесил эти фотографии в ателье с заявлением, что заснял привидение. Жители сразу же вспомнили историю дочери купца, которая проживала когда-то в доме, на крыше которого он снимал, и трагически погибла. Тело нашли на чердаке, ходили слухи об убийстве и самоубийстве.

После демонстрации удивительных кадров заказы пролились на фотографа дождем. Горожане просили запечатлеть на фотографиях призраков своих домов, но так, чтобы на одной фотографии с собственным портретом. Василий Миткин сразу сообразил, как можно заработать, и начал время от времени засвечивать часть кадров. Этот дефект выдавал за призраков. Впрочем, на такие портреты везло не всем, потому что не могло быть столько привидений в Екатеринославе. Но поток клиентуры мастер себе обеспечил. Известно, что фотоателье Миткина прекратило работу в конце 1900 года, владелец продал фотодело екатеринославцу Бондареву.

Самый известный фотограф Екатеринослава

Таким мастером исследователи называют жителя города, мещанина Романа Яковлевича Быка. (по другим данным – Рудольф или Рувим). Фотоателье открыл по разрешению екатеринославского губернатора в апреле 1897 года и с тех пор мастерство постоянно совершенствовал. Участвовал в европейских фотовыставках, среди наград: золотые медали Всемирной выставки в Париже в 1900 и 1905 году, золотая медаль Ростовской выставки 1905 года. В течение 1909 года путешествовал по Европе, перенимая передовой опыт фотографии и закупая оборудование. Его называли одним из самых одаренных мастеров старого Екатеринослава, Бык специализировался на портретах и ​​пейзажах. Даже конкуренты отмечали отменный вкус и талант художника.

Поэтому и цены на фотографии мастер держал достаточно высокие: групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет – столько же за 6 штук, кабинетный – 4 рубля за 6 экземпляров. Такая сумма была по карману только аристократам и купцам, но желающие чуть ли не в очередь становились. Еще делал Бык альбомы Горного института, дополняя портреты красивыми панорамами. В 1913-1914 годах выпустил 7 фотооткрыток с видами Феодосийских казарм, тиражируемые впоследствии по всей Российской империи. Входил в круг Екатеринославского общества фотографов-любителей. Неудивительно, что когда в Екатеринослав впервые прибыл с визитом император Николай II, сделать профессиональные коллективные снимки городская администрация пригласила именно Романа Яковлевича Быка. Тот с задачей блестяще справился, но не обошлось без проблемной ситуации, где проявился незаурядный талант коммерсанта.

Как делали фотографии визита царя Николая II?

С официальным визитом в Екатеринослав самодержец прибыл в январе 1915 года, это событие вызвало большой ажиотаж среди населения и руководства города. Екатеринослав украсили флагами, гирляндами и цветами, на почетном месте были портреты царской семьи. Роман Яковлевич получил всю необходимую информацию о графике перемещений императора, сделал высокохудожественные фотографии во время визита Николая II в лазарет имени цесаревича Алексея. Все были довольны: администрация – качеством, мастер – оплатой.

Но вскоре выяснилось, что в Екатеринославе появились у горожан другие фотографии с императором, официально не разрешенные к печати и продажам. Это привлекло внимание представителей городских властей, возмутившихся попыткой фотографа нажиться на событии. В марте того же года фотоателье Быка посетил пристав Первой полицейской части Екатеринослава – по поручению губернатора в рамках служебного расследования. Но фотограф не растерялся и сообщил, что сделал 12 снимков для официальных лиц, стоявших рядом с императором. А уже с этих фотографий переснял копии, на которые не было запрета. Их и продавал всем желающим. Пришлось прекратить расследование из-за отсутствия состава преступления. При том, что немалую сумму этом гешефте мастер заработал.

О замечательной коммерческой жилке Романа Быка свидетельствует также факт, что он брался за создание портретов тушью, масляными, акварельными красками. Для работы сразу же оборудовал павильон для съемок при электрическом свете, чтобы принимать клиентов в любое время дня и ночи, в любую погоду. Заказов у ​​Романа Яковлевича было столько, что в начале лета, когда шли выпускные в местных учебных заведениях, ему приходилось временно нанимать ретушеров и технических работников. Известно, что при советской власти Роман Яковлевич в 1929 году перебрался в Москву, где работал до 1939 года. Далее след талантливого фотографа потерялся.

Кратко о других фотографах Екатеринослава

Известно, что в начале 20 века в городе работало 75 фотоателье, кроме упомянутых выше, наибольшим спросом пользовались салоны «Варшавская фотография» Рузевича и Стамлера, фотоателье Бондарева, Варшавского, Витлина, Заславского, Когана, Лепского, Мацкевича. Среди первых открыл два ателье в 1880 году мещанин Иванов, его работы также входили в список лучших. В 1882 году мастер участвовал в первом съезде русских фотографов, сохранились его фотографии строительства железнодорожного моста через Днепр в Екатеринославе в 1881 году, Днепровских порогов в 1880 году, торжественного открытия Александровского завода Брянского общества в 1887 году. Многие фотографии использовались под открытки с видами Екатеринослава.

Таланты фотографа Киватицкого

Фото: фотография в фотоателье Киватицкого

Хватало клиентов и в фотоателье Киватицкого, открывшемся в 1901 году. Принимали посетителей в двух салонах: в доме Липавского на Александровской улице и в доме Тарнопольской на Кудашевской (современной Подгородной) улице. Владелец доказал, что он – хороший мастер, о чем свидетельствовали награды: в 1898 и 1899 годах – от Российского фотографического общества в Москве, в 1903 году – самая высокая благодарность от Великой княгини Ксении Александровны и награда Санкт-Петербургского фотографического общества за конкурс на международной выставке, в 1905 году – диплом I степени фотографической выставки в Киеве. В 1910 году фотодело переняли сыновья, о чем говорит новая реклама в городских справочниках – «Преемники Киватицкого». Но при этом использовали первоначальные фирменные бланки, где числились все предыдущие знаки отличия фотоателье.

Все, кто видел дореволюционные фотографии, отмечают: несмотря на время, они не потеряли четкости изображений, яркости цветов и прочности материала, на котором были напечатаны. Что можно считать самым высоким знаком хорошего качества, который выдержал испытание более столетия. Это характерно не только для фотографий екатеринославских фотомастеров, но и для всех специалистов фотодела конца 19 – начала 20 века. И чем больше проходит времени с того момента, как они были сделаны, тем большую ценность эти снимки приобретают.

    Latest Posts

    .,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.