Понедельник, 16 сентября, 2024

Как строили первый стационарный мост в Екатеринославе?

Проблему, как лучше соединить правый и левый берега Днепра решали в Екатеринославе фактически со дня основания. Сначала сделали наплавной мост из досок, по которому было сложно переправляться. Но по мере того, как строился город, стало ясно, что без надежного, крепкого моста никак не обойтись. Руководители Екатеринослава обращались в высшие инстанции, но зря – средства на такое сооружение требовались немалые, поэтому отыскать их не торопились. Потребовался не один год, чтобы наплавной мост сменился стационарным, который впоследствии стал своеобразной визитной карточкой Днепра. Известен этот мост, как Амурский. Далее на dnepr-future.

История первого наплавного моста

В течение двух веков река Днепр считалась живой преградой на дороге из Батурина через Гадяч, Полтаву и Кобеляки в Перекоп. Поскольку переправа была необходима купцам, монахам, царским гонцам, пришлось жителям близлежащих поселков заниматься этой проблемой. На правом берегу Днепра расположилась слобода Новые Кайдаки, на левом – слобода Каменка (современная нижняя часть жилого массива «Фрунзенский»). Именно в Каменке разместили перевозчиков, которым приказали обеспечить переправу.

А желающих перебраться на другой берег хватало: чумаки, казаки, выбравшиеся на Дон за рыбой, промышленники, торговцы из других губерний… Всем нужно было ехать по делам. Историки отмечают, что это была одна из лучших переправ на Днепре, которая приносила неплохие прибыли. Перевозили на плотах и лодках. Но когда начали возводить на правом берегу Днепра Екатеринослав, потребовалась постоянная переправа. В 1796 году ее построили, это был наплавной мост из бревен и досок с деревянными перилами. Его называли Старым. Присматривать за переправой поручили купцам Осипу Зайцеву и Федору Лебедеву.

Они старались, однако задача была не из легких. Когда по мосту двигались тяжелые телеги, доски под ними прогибались, погружались в воду, а сзади и спереди мост поднимался вверх. За что и получил второе название – «Живой мост». Главная проблема заключалась в том, что переправляться можно было только летом. Осенью и весной река выходила из берегов, полностью затапливала мост. А зимой его вообще разбирали, переправлялись по крепкому льду.

Попытки улучшить ситуацию

Фото: городская управа Екатеринослава

Средств на ремонт моста выделялось мало, наконец, дошло до того, что переправляться стало вообще невозможно. Екатеринославское губернское земство начало искать пути решения проблемы. Одни представители земства считали, что нужно просить Министерство путей сообщения, чтобы передали мост на содержание губернского земства, потому что город такую нагрузку не выдержит. Другие земцы были уверены, что необходимо искать средства на строительство нового моста. Общим большинством голосов, по предложению гласного Александра Поля, составили ходатайство в Кабинет министров о возведении постоянного моста через Днепр.

Умные руководители решили сделать «ход конем». Поскольку строительство моста не представляло интереса для всей губернии, то связали необходимость такой конструкции с прокладкой железнодорожного пути через Екатеринослав. И все равно понадобилось 2 года, чтобы правительство приняло положительное решение относительно моста и железной дороги. В апреле 1875 года император Александр II утвердил проект.

От утверждения до процесса строительства

Но радовались екатеринославцы рано. Потребовалось время на согласование важных нюансов. Сначала вели разведывательные работы по формированию наилучшего маршрута для прокладки железной дороги. Затем Екатеринославская губернская земская управа ходатайствовала перед министром путей сообщения о том, чтобы мост сделать двухъярусным. При большой нагрузке потребовалась конструкция с отдельной дорогой для движения экипажей, повозок и прогона скота. Это было справедливое требование, потому что земцы видели проблемы, которые сложились с мостом через Днепр в Кременчуге, где такой дороги не было.

Пока разбирались, началась война с Турцией, пришлось все планы отложить на потом. Но после завершения военных действий в 1879 году екатеринославское губернское земство вновь обратилось с просьбой к правительству о возведении железной дороги и моста. Документ направили генерал-губернатору края Тотлебену, но ответа не получили. Потребовалось еще 2 года, чтобы правительство окончательно утвердило проект Екатеринославского земства. В феврале 1881 года царь Александр II утвердил положение комитета министров, в котором разрешалось строительство моста и железной дороги. Толчком к этому послужили голодные бунты среди населения, страдавшего от неурожаев и нищеты. Строительство обещало новые рабочие места и налаженную торговлю.

Особенности конструкций Старого моста

Окончательно согласовали все нюансы в мае 1881 года, а в августе уже спустили на воду первый кессон. Еще 2 года потребовалось на создание основ всех быков, опор моста с карнизами. В январе 1894 года были готовы пролеты. Металлические части конструкции производили на Брянском рейкопрокатном заводе в Бежицах, цемент закупали у фирмы Шмидт, кессоны изготавливал Петербургский металлический завод торгового дома Кнорре. Опускание кессонов взяли на себя рабочие Петербургского металлургического завода. Важнейшие этапы работ поручили иностранным специалистам.

Это было огромное строительство и грандиозное сооружение: 15 пролетов по 39 саженей каждый, длиной 651 сажени (1 389 метров), в ширину – 16 футов (почти 5 метров). Общий вес моста составлял более 9 тонн, на берегах построили 2 огромные земляные дамбы, которые вымостили камнями. Верхний ярус поднимался над полотном на 4,5 сажени (более 9 метров), его оборудовали тротуаром так, чтобы одновременно могли пройти два человека. Позаботились и о чугунных перилах.

Малоизвестные факты из истории строительства моста

История сохранила имя автора этого огромного и ценного для губернии сооружения. Проект составил известный инженер-мостостроитель Николай Белелюбский. Руководил строительством инженер Березин, уже имевший необходимый опыт: возводил Александровский мост на Волге. Эту конструкцию признали второй по длине в Европе.

Строительство моста обошлось в 3 миллиона 850 000 рублей. Интересно, что правительство выделило на это 5 миллионов рублей, но куда делись сэкономленные средства, документы умалчивают. Еще сохранилась информация, что немалые деньги выделил на строительство моста почетный гражданин Екатеринослава Александр Поль. Поэтому Старый мост еще называли в городе мостом Поля. По размерам он уступал Александровскому через Волгу и Голландскому у Мердика, поэтому стал третьим в Европе. Но высокое мастерство автора проекта оценили по достоинству: в 1889 году на Всемирной выставке в Париже мост получил золотую медаль. Немногие знают, что тогда первое место Екатеринославский мост разделил со всемирно известной Эйфелевой башней.

Торжественное открытие Старого моста

Первый товарный поезд прошел через этот мост, который называли еще Екатеринославским, в январе 1884 года. В марте тщательно осмотрели и опробовали конструкцию. Торжественное открытие состоялось 30 мая того же года, посмотреть на то, как будет двигаться первый поезд по самому длинному в стране мосту, собрались тысячи жителей Екатеринослава. В газете «Русские ведомости» сообщали, что в начале торжеств на вокзальной площади архиепископ Феодосий отслужил молебен, на котором присутствовали министр путей сообщения Посьета, губернатор Долгоруков, руководство города, известные дворяне и купцы. После освящения вокзала освятили мост.

Затем почетных гостей пригласили в пассажирский поезд, который первым проехал по Екатеринославскому мосту. В тот же день открыли экипажное движение по верхнему ярусу. С появлением этой конструкции и вокзала Екатеринослав сразу же превратился в один из крупных промышленных центров России. Ведь первый стационарный мост через Днепр соединил центр с другими частями губернии, обеспечил постоянную связь с Криворожским рудным и Донецким угольным бассейнами. Новость освещали все газеты России, Екатеринослав называли «Новой Америкой», предсказывали перспективное будущее. И не ошиблись.

Гордость Днепра

Старый мост, который в советское время получил название Амурского, выделился тем, что разрушить его до основания было невозможно. Впервые он пострадал в 1919 году от рук батьки Махно, но восстановился. Второй удар получил, когда советские войска отступали из Днепропетровска в начале Второй мировой войны в 1941 году. Но вновь вернулся восстановленным. Третий удар нанесли ракеты РФ в мае 2022 года, но мост получил незначительные повреждения, которые даже не повлияли на работу транспортной отрасли города. Символическим для города в целом и моста в частности, стало возвращение ему первого названия. В июле 2024 года мост снова стал Старым, а прилегающий к нему Амур-Нижнеднепровский район – Нижнеднепровским. Как того и требовала историческая справедливость.

Источники:

  1. https://www.dnipro.libr.dp.ua/Zaliznychny_mist
  2. https://gorod.dp.ua/history/article_ua.php?article=56
  3. https://dp.vgorode.ua/news/transport_y_ynfrastruktura/126236
  4. https://dnpr.com.ua/ua/post/pamyatki-dnipra-starij-amurskij-mist-ta-jogo-istoriya-foto

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.