Четверг, 19 сентября, 2024

Астроном Борис Воронцов-Вельяминов: революционные космические открытия

Реализация космической программы Советского Союза началась в первой половине 20 века. К первым ключевым успехам астрономической индустрии государства относились запуск искусственного спутника Земли, спутника с живым существом на борту, первого человека в космос и другие. К исследованию космической среды со временем присоединился и Борис Воронцов-Вельяминов — советский астроном из Екатеринослава. Далее на dnepr-future.

Жизненный путь и научная деятельность Бориса Воронцова-Вельяминова

Борис Воронцов-Вельяминов родился 14 февраля 1904 года в Екатеринославе в семье дворянского рода. Вырастая в родном крае, мальчик получил начальное образование во Второй Екатеринославской гимназии. Свой ранний интерес к космической науке он смог реализовать в местном астрономическом кружке под руководством украинского физика и исследователя метеоритов Александра Аленича. Первого успеха юный участник достиг благодаря публикации своей статьи «О внутреннем строении Земли» в гимназическом журнале.

Поступив в Московский государственный университет в 1921 году, Борис Воронцов-Вельяминов организовал астрономическую секцию «Коллектив наблюдателей». Вместе с Павлом Паренаго, Эвальдом Мустелем, Сергеем Всехсвятским и другими участниками он работал над научными исследованиями в течение 10 лет. Во время учебы студент начал профессиональную деятельность в Государственном астрономическом институте имени Штернберга в 1924 году.

Получив образование на механико-математическом факультете в 1925 году, он обратился к педагогической деятельности по подготовке кадров учителей астрономии в Московском горном и Московском областном педагогическом институтах. В конце 1920-х годов он принял участие в научной экспедиции и стал первооткрывателем ледника на Кавказе, позже названного в его честь. Позже Борис Воронцов-Вельяминов занял должность профессора в Московском государственном университете в 1934 году.

Его первые астрофизические открытия распространились на исследование нестационарных звезд, туманностей, галактик и небесных тел. В 1930-х годах ученый разработал новые методы измерения расстояния и температуры ядер планетарных туманностей, а также классификацию их видимых форм. За свои педагогические и научные вклады он был награжден приглашением в Академию педагогических наук СССР в 1947 году.

Начав исследования звездных систем в 1958 году, астроном открыл около 1200 галактических скоплений с видоизмененными формами, перемычками и хвостами. Позже Борис Воронцов-Вельяминов назвал их взаимодействующими и определил действие приливных сил как одну из решающих в деформации структур. В 1959 году он опубликовал свой первый атлас с сотнями взаимодействующих галактик. В течение следующих десятилетий ученый работал над вторым атласом и составлением морфологии 32 тысяч галактик. Умер он 27 января 1994 года в Москве и был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Фото: Spacegid.com

Значение астрономической деятельности Бориса Воронцова-Вельяминова

Борис Воронцов-Вельяминов сыграл важную роль в развитии советской астрономии и астрофизики. За 30 лет преподавательской деятельности он воспитал поколение астрономических исследователей в Московском государственном университете, Московском горном и Московском областном педагогическом институтах. Академик написал ряд научных работ, среди которых «Галактические туманности», «Новые звезды и газовые туманности», «Внегалактическая астрономия» и другие. За свою деятельность он был награжден премией им. Федора Бредихина, медалью «За открытие новых астрономобъектов» и званием Заслуженного деятеля науки Российской СФСР.

Фото: Spacegid.com

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.