Пятница, 26 апреля, 2024

Неугомонный зодчий. Днепровский архитектор Павел Ниринберг

В Днепре есть ряд архитекторов, которые в свое время сформировали облик современного города. Среди них Павел Ниринберг, по проектам которого построены знаковые объекты Днепра. «Мятежный и творчески неугомонный», — так назвал его  автор книги «Днепровские зодчие», писатель Игорь Родионов. Далее на dnepr-future.

Родился Ниринберг в Виннице, прошел долгий путь к своей мечте — архитектуре: обучение в Саратовском строительном техникуме, Ленинградском институте гражданских инженеров, работа в Сибири и приезд в 1967 году в Днепропетровск, где его назначают главным архитектором проектов. Семидесятые годы стали для него мощным рывком в профессии. Реализовались практически все задуманные проекты. Самые известные — в этом списке.

Реконструкция кинотеатра «Родина»

Один из старейших кинотеатров города, почти ровесник кинематографа, история которого уходит в далекое прошлое.

После пожара 1972 года  кинотеатр реконструировали по проекту Ниринберга. Это была работа по зову души. Архитектор убрал лишние элементы прошлого сталинского и хрущевского периода,что  придало конструкции монументальность.

Он в то время много работал над акустикой, интерьером, сам придумал необычную люстру в виде дождевых капель. С годами на вопрос хотел бы что-то изменить в этом проекте, ответил:

«Я бы не сделал лучше, чем есть». Это был его любимый объект.

Восемнадцатиэтажный дом на пр. Дмитрия Яворницкого (жители Днепра знают его как Дом книги)

В период застройки панельными домами, что было дешево и решало вопрос расселения коммуналок, душа зодчего бунтовала. Но он сумел из тех же панелей спроектировать оригинальное здание с удобной планировкой квартир. Здание выросла на вершине холма и просматривается с многих точек города. Жители назвали его шутливо «чертов палец».

Жилой массив Победа (руководитель А. Хавкин)

В 70 годы прошлого века актуальными для архитектуры города стали новые жилые массивы и высотные дома.

В воспоминаниях тогдашнего председателя горисполкома Виктора Бойко, записанных писателем Игорем Родионовым, он говорил: «Мы хотели сделать Днепропетровск не похожим на другие города». Именно тогда собралась команда единомышленников, объединенных любовью к своему городу.

В 1968 году началось строительство жилого массива Победа. Проект воплощался десять лет.

В 1983 году архитекторы проекта жилого массива Победа, в том числе и Павел Ниринберг, получили Государственную премию СССР. Это была высшая награда того времени.

Двадцативосьмиэтажные жилые дома на жилом массиве Победа

Тема высоток периодически возникала в обсуждениях, но даже в столице не спешили ее реализовать. А тут в Днепропетровске местные архитекторы подали проект. Пробивать его пришлось нелегко.

Две спроектированные Павлом Ниринберга двадцати восьми этажки на кольцевой развязке были экспериментальным строительством, что требовало новых технологий. В то время это были самые высокие дома в Союзе. Не хватило средств на внешнее оформление, но блестяще было решено архитектурно-строительное задание. Третья высотка, которая была в проекте, так и не появилась из-за недостатка финансов, которые забрали на проведение олимпиады 1980 года в Москве.

Летний театр в парке им. Шевченко (соавтор Т.Свирежева)

Летний киноконцертный зал проектировали по заказу Министерства черной металлургии ко Дню металлурга. П. Ниринберг с присущим ему пылом принялся за работу. Сроки были ограничены. Архитектор дорабатывал проект по ходу строительства, сам принимал активное участие в процессе, даже учил молодых мастерству кладки кирпича.

Летний театр был рассчитан на 1500 мест, поэтому стал вопрос акустики. Ниринберг спроектировал крышу с подвесными конструкциями, и еще и пропустил через отверстия в ней три высоких тополя. Тогда для страны это была новация.

Сейчас летний театр заброшен, пустует и напоминает старшему поколению о прежних фестивалях, конкурсах и заполненном зрителями зале.

Цирк на 2000 мест (соавтор С. Зубарев)

Цирк — объект по-своему уникальный. В советские времена проектированием и строительством таких сооружений занималась лишь одна московская организация. А днепропетровцы изъявили желание построить цирк своими силами. И добились своего.

Годы работы над проектом, а затем строительством были для Ниринберга беспокойными. Он дорабатывал проект, сам делал эскизы, сомневался, проверял …

Впервые в отечественной практике из сборных железобетонных частей было собрано шатровое покрытие цирка.

Это здание украсило Набережную и стало визитной карточкой города.

24 декабря 1980 цирк зажег праздничные огни!

Помещение Днепровского горисполкома

Коллеги Ниринберга вспоминали, что он не хотел браться за этот проект, потому что ему не нравилось место, выбранное для здания, а еще больше «надзиратели», которые должны были отслеживать строительство. Первые работы над проектом не понравились городской власти. Кто-то на презентации проекта даже отрезал скальпелем часть макета и перенес его в другое место. Но отказаться от выполнения не было возможности, поэтому архитекторы взялись за работу. Поиски принесли новые решения. В 1973 году проект был завершен и отправлен на утверждение в Киев, в Госстрой.

Проект утвердили. В процессе строительства стал вопрос старого здания кинотеатра «Победа», который прилегал к строительной площадки. Авторы проекта хотели сохранить его, вписать в единый комплекс с горисполкомом. Но партийное руководство города приняло решение снести кинотеатр.

Были проблемы с внешней отделкой стен. Дефицит материалов и средств заставил искать оригинальные решения. Местные умельцы изобрели метод мраморного напыления крошкой. Еще ряд новаций были опробованы именно на этом здании.

Времена, в которые творил талантливый архитектор, были нелегкими. Павел Ниринберг позже, уже проживая в Америке, будет вспоминать: «Архитектура, в отличие от других видов искусства, муза особенно подневольная. Она, к сожалению, подчинена капризам царей, королей и … секретарей обкомов.»

Павел Ниринберг, по воспоминаниям его коллег, один из самых ярких представителей архитектурной среды Днепропетровщины прошлого века. Он был личностью непростой, как и все талантливые люди.

О его жизни и профессиональной деятельности писатель Игорь Родионов написал в своей книге «Днепропетровские зодчие». Книга основана на воспоминаниях близких людей, современников архитектора и на документальных фактах.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.