Четверг, 25 апреля, 2024

Старый мост над темной водой

Инженерные сооружения, особенно грандиозные, всегда пользуются повышенным вниманием рядовых граждан. Это красиво, масштабно и полезно. Старейший мост Днепра, пусть не в мировом, но в городском масштабе отвечает всем этим требованиям. Дальше на dnepr-future.

Чтобы не попутать берега

Река Амазонка известна, помимо размеров, тем, что через нее не построено ни одного моста. На то есть причины, например, берега, которые постоянно разрушаются. Или сезон дождей, когда значительно меняются уровень воды и ширина акватории. Другое дело — Днепр. 

В конце XVIII века в Екатеринославе возникла насущная потребность соединить между собой правый и левый берега Днепра. Из чего-то и палок был сооружен наплавной мост. Движение по нему осуществлялось только в теплое время года, пользовались мостом преимущественно тогдашние челноки, которые снабжали город промышленными и продовольственными товарами. На зиму мост разбирали, и торговцы перемещались короткими перебежками по льду. Ранней весной и поздней осенью — на плотах и лодках.

В 1884 году руководство города при поддержке местных промышленников и предпринимателей (в частности, Александра Поля) собрало сумму в четыре миллиона рублей для постройки стационарного моста. Город развивался, ему постоянно требовались руда, уголь, металл, строительные материалы. Мост на плавучих опорах никак не мог обеспечить потребности города.

Чтобы понять, что такое четыре миллиона рублей в то время, можно вспомнить роман Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса». Антагонист главного героя Фандорина — наемный убийца Ахимас Вельде — был нанят за один миллион правительством Российской империи, чтобы устранить знаменитого на всю страну генерала Соболева. На этот гонорар Ахимас планировал купить остров в Средиземном море. А тут — в четыре раза больше. 

И мост получился таким, что его размерам и величию удивлялись даже приезжие московские купцы. Некоторые из них просто боялись по нему ехать, поэтому перед переправой выпивали для храбрости пару стаканов водки. Мост был двухъярусным — по нижнему ярусу проложили железную дорогу, верхний предназначался для пешеходов и гужевого транспорта. 

Искусство преобразования

В XIX веке на строительствах воровали от души. Но и ухитрялись строить по нормам и правилам. Мост простоял без ремонта и реконструкции 30 лет.  С началом Первой Мировой войны были усилены несущие конструкции моста. После гражданской войны потребовалась более серьезная реконструкция. А после Великой Отечественной мост пришлось строить фактически заново. 

Многие горожане уверены, что до начала 50-х годов исполняла обязанности моста деревянная конструкция, а потом рядом с ней выстроили полноценный металлический мост. Но это не так. Деревянной была лишь часть моста, на месте разрушенной немецкими снарядами. Также существовал деревянный мост в районе нынешнего цирка на Набережной, который соорудили бойцы Красной армии после победы в битве за Днепр. В 1961 году он, уже будучи закрытым для пешеходов и транспорта, по неизвестным причинам загорелся и был полностью уничтожен огнем. 

В 1977 вследствие увеличения железнодорожного движения по Старому мосту был построен мост-дублер, по которому до сих пор сих пор ездят пассажирские и грузовые железнодорожные составы. То есть, мостов стало фактически два. Для пропуска речных судов мосты оснащены специальной подъёмной конструкцией.

Красиво, масштабно, функционально. Это все о Старом мосте. Который в официальных городских документах именуется как мост №1.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.