Суббота, 27 июля, 2024

“Заводская” – история самой глубокой станции метро в Днепре

Наше метро не только одно из самых коротких в мире, но и имеет множество особенностей. В этом материале на dnepr-future мы расскажем о станции “Заводской”, которая является самой глубокой в Днепре. 

История

Как известно, в середине 70-х годов ХХ века население тогдашнего Днепропетровска превысило более 1 миллионов человек. В связи с этим нужны были серьезные изменения в транспортной системе. Появление миллионного жителя дало повод мечтать о метрополитене.

Кроме того, метрополитен являлся и стратегическим объектом в годы “холодной” войны. В связи с чем почти все станции глубокого заложения, за исключением “Покровской”.

В 1979 году Совет Министров СССР утвердил идею постройки метро и поручил профильным министерствам решить вопросы по строительству объекта.

В ускоренном темпе провели изыскательные работы и разработали проект, свой большой вклад при проектировании внес “Харьковметропроект”.

20 февраля 1981 года началась долгожданная стройка . Тогда было сложно представить, насколько долго оно затянется. В тот день торжественно заложили первый ствол (под номером 4), через который и велась стройка станции “Заводская”. В наш город приехали лучшие специалисты со всего СССР.

Тогда планировалось 9 станций (от “Покровской” до “Музейной), с дальнейшей перспективой развития метро на ж/м Победу и левый берег Днепра. 

(фото: Артем Костюк)

Особенности

Станция “Заводская” – самая глубокая станция в нашем метрополитене. Станция находится возле большого количества промышленных предприятий Днепра.

Ее глубина залегания достигает 60 метров. Длина платформы составляет 102 метра. Она односводчатая.

Односводчатые были очень популярны в то время. Впервые их построили в Санкт-Петербурге, а потом их строили в Тбилиси. В грузинской столице для того, чтобы ускорить строительство и удешевить финансовые затраты, решили внедрить новый тип. Он состоял из железобетона для сухих скальных грунтов и монолитного бетона. И отличался от “ленинградского” отсутствием обратного свода и выработок.

В нашем городе из-за специфических грунтовых вод и сложного гранита, решили использовать грузинский опыт. Архитектуру станций разработал “Харьковметропроект”, из-за чего некоторые элементы отделки похожи на харьковские.

В изначальных проектах 4 односводчатых станций отличались друг от друга разнообразными мелкими деталями. Только потом они стали очень похожи и на первый взгляд отличаются друг от друга только цветом. На самом деле в них есть немало деталей, которые отличаются друг от друга: люстры, отделки, цветовые рисунки на своде и путевой стене. “Заводская” является самой красивой из них, выполненная в синей отделке. 

Открытие станции и интересные факты

В 90-х строительство метрополитена продвигалось проблематично не только из-за грунтов, но и экономического кризиса. В 1994 году Павел Лазаренко продвигал идею достройки метро. И случилось настоящее чудо, он доказал важность стройки и под нее выделили деньги. Для того, чтобы объект быстрее был введен в эксплуатацию, принимают решение оставить в первом пусковом участке только 6 станций (от тогдашнего ж/м Коммунар до ЖД Вокзала, убрав центральные).

В городе на Днепре снова появились специалисты со всего СНГ, стройка моментально ускорилась.

И 29 декабря 1995 года станция “Заводская”, вместе с другими пятью станциями была открыта.

Интересно, что на “Заводской”, как и на “Металлургов”, в восточном торце станции расположена лестница и мостик для перспективного нового выхода или перехода. Существуют различные версии: кто-то утверждает, что это для второго выхода, но он тогда вел на территорию одного из заводов, а по другой версии — выход к строящейся эстакаде с Кайдакского моста на Криворожское шоссе, где посередине, по предположением некоторых, планировался скоростной трамвай на левый берег.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.