Понедельник, 20 мая, 2024

Как в Днепре строили Кайдакский мост?

В ноябре 1982 года в Днепре официально открыли Кайдакский мост. Для города он был четвертым мостом через реку. Движение автомобилей в обоих направлениях начали обеспечивать сразу шесть полос, а в 1996 году по мосту начал ездить трамвай, соединивший поселок Новые Кодаки и многоэтажные жилые массивы “Диевки” с Донецким шоссе. Как именно строили мост в Днепре, расскажем подробнее на dnepr-future.

Переправа через город

Кайдакский мост стал пятым по хронологии построения и одним из самых молодых мостов в городе.

Хотя построить его удалось только в XX веке, на том же месте уже была переправа через город, который на то время носил название Екатеринослава.

В XVII-XVIII веках именно в этом районе открыли древнейший днепровский перевоз, от Нового Кодака до “Ломовки”.

На время ее закрывали, но во время Второй мировой войны снова начали использовать, хотя и не на постоянной основе.

Популярной переправа стала в послевоенное время, а позже там и вовсе решили построить стационарный Кайдакский мост.

Кодацкий перевоз использовался на протяжении двух столетий, он располагался в районе Нового Кодака на правом берегу, и Каменки — на левом. По большей части перевозом пользовались жители Левобережной Украины, которые ехали на Запорожскую Сечь и в более южные районы.

По данным историков, путешественники с западного края, все чумацкие и казацкие предводители, шедшие на Дон и в Кагальник за рыбой, с одной стороны, а также промышленники и торговцы из Курской, Орловской, Воронежской и Харьковской губерний, отправлявшиеся в Крым за солью, с другой стороны, переезжали через Днепр по указанной переправе.

Позже по распоряжению запорожского коша на левой стороне Днепра даже появилась перевозная команда, которая могла бы помочь всем с грузом при переправе.

Когда в Екатеринославе началось активное строительство новых сооружений архитектуры на правом берегу Днепра, старую Кодацкую переправу решили убрать.

С 1796 года появилась уже новая переправа через Днепр — напротив Екатеринослава. Это был так называемый “наплавной мост”, местоположение которого в XIX веке постоянно меняли – от Амурского моста до Центрального.

В 1884 году в городе построили первый стационарный мост, спустя 50 лет  — Мерефо-Херсонский железнодорожный мост, а еще через 10 лет — деревянный мост, который заменил Центральный, открытый в 1966 году.

План по строительству

Во второй половине XX века в Днепропетровске начали обсуждать идею строительства мостового перехода через Днепр в районе бывшего Нового Кодака.

Тогда, в 1970-х годах там начали активно строить большие жилмассивы – “Красный Камень”, “Коммунар”, “Парус”.

Немного позже началось и интенсивное строительство жилмассива “Фрунзенский” на левом берегу Днепра. В итоге, местные власти приняли решение, что нужен мост, который соединил бы несколько больших районов города.

Так в 1975 – начале 1976 годов начали проектировать строительство Кайдакского моста.

Разработкой документов занимались местные специалисты в сотрудничестве с экспертами специализированных проектных институтов “Днепрогражданпроект” и “Ленинградмостострой”.

Новый мост должен был быть вдвое шире и обеспечивать шестиполосное движение со скоростным трамваем, связывая северный район города с центром.

Это должна была быть автотранспортная магистраль, которая позволила бы немного осводобить центр и повысить безопасность движения, к тому же уменьшилось бы и загрязнение воздуха выхлопными газами.

Сдать мост в эксплуатацию планировали к 1980 году, а заниматься его возведением поручили коллективу Днепропетровского треста “Мостострой-1”.

Процесс строительства моста

Детали моста выпускали на Днепропетровском заводе мостовых железобетонных конструкций, причем на территории предприятия специально для этих целей построили два новых цеха. К тому же для строительства переправы задействовали немало специалистов и с других предприятий.

Мостостроителям помогали сотрудники металлургической сферы, и другие работники предприятий города. Сложные задачи выполняли Всесоюзный научно-исследовательский институт бурильной техники и отдел конструкторского бюро Главмостостроя СССР из Киева.

Для строительства Кайдакского моста применили ряд передовых на то время технологий.

Сначала мостостроители установили опоры для моста, две на правом берегу и еще три на реке. Мост должен был быть достаточно широким, поэтому каждая опора должна была состоять из трех мощных столбов.

Усложняло процесс то, что на глубине девяти метров в реке нашли большую скалу повышенной прочности, и пробить сотни скважин диаметром по 1,3 метра в короткие сроки оказалось просто невозможным.

В итоге, строители решили применить новый метод бурения, который был опробован на строительстве моста через Амур в городе Комсомольске.

Бурили скважины сдвоенными турбобурами, которые приводила в движение вода под давлением 40 атмосфер. Этот способ позволил ускорить темпы бурения скважин такого большого диаметра.

Много было работы и для водолазов, они тщательно обследовали скалу, проверяли чистоту и размеры пробуренных скважин, определяли места валунов, которые мешали подводным работам. К примеру, на месте строительства шестой опоры водолазы нашли на скале валуны.

В общей панораме Кайдакского моста выделяются две центральные опоры. Самый длинный пролет ссоружения возвели на центральной.

Позже выяснилось, что русло реки с правого берега было скалистым. Под одну опору надо было пробить 18 отверстий, объемом почти семь кубометров каждый.

Опыт такого строительства также был у специалистов из Амура, но пороги Днепра оказались в несколько раз крепче.

Тогда строители решили применить в сложных местах турбобуры, которые обычно используют газонефтебурильщики.

Московские строители помогли днепровским сконструировать специальные долота, и темпы возведения конструкции заметно ускорились.

Кроме того, строители моста боролись с течением реки и льдом.

Так как для Кайдакского моста искали новые технологии, он отличается от всех подобных сооружений в областном центре. В каждую из составных частей моста вмонтировали специальные тросы из особо прочных материалов, и таким образом убрали многочисленные деформационные швы, чтобы сделать его цельным.

На всей длине сооружения получилось четыре таких шва — два по центру, возле острова, через который прошел мост, и два — на берегах. Остальные блоки связали между собой специальным клеем, чтобы спасти конструкцию от излишнего сжатия зимой и расширения в жаркую погоду.

За семь лет, когда длилось возведение нового моста, случались и чрезвычайные ситуации. Перед ледоставом порвались 28-миллиметровые стальные тросы, и строителям приходилось круглые сутки бороться со стихией.

Строили Кайдакский мост одновременно с двух берегов Днепра, а завершить работы удалось только в 1982 году, на два года позже, чем планировалось.

Торжественное открытие моста

Торжественное открытие Кайдакского моста стало приятным событием для города, оно состоялось 5 ноября 1982 года.

Официально праздник приурочили к “к 65-й годовщине великого октября” и “60-летию образования СССР”, и проходил он на самом высоком уровне.

Торжественный митинг посетили первые лица города и области: секретарь горкома партии Владимир Ошко, секретарь областного комитета партии Евгений Качаловский, и даже министр транспортного строительства Советского Союза Иван Соснов.

Об открытии нового моста написали все местные СМИ, отметив размах и масштаб парада. На правобережном въезде установили мемориальную доску, дополнили архитектуру флаги, лозунги и транспаранты, играл оркестр, он исполнил государственные гимны СССР и УССР.

Почетное право открыть мост предоставили тогда первому секретарю обкома партии Е. В. Качаловскому, министру транспортного строительства СССР И. Д. Соснову и передовым строителям.

Право первого проезда через новый мост предоставили передовым водителям одного из автотранспортных предприятий города.

Строительство Кайдакского моста длилось на протяжении семи лет, но его появление в городе имело огромное инфраструктурное и градостроительное значение.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.