Среда, 22 мая, 2024

История Центрального моста в Днепре

Центральный мост соединяет левый и правый берег, являясь одной из самых важных переправ в нашем городе. Как появился популярный мост, какие он пережил ремонты и пари, узнаете в нашем материале на dnepr-future.

Предыстория

Центральный мост, соединяющий два берега Днепра, открылся в 1966 году. Без него сложно представить наш современный город.

Вернемся в предысторию. Первый наплавной мост в нашем городе появился в 1796 году. Его содержали купцы Осип Зайцев и Федор Лебедев и размещалась переправа на месте Амурского “железного” моста.

Наплавной мост вскоре “переехал”. На фотографиях историков 1870-х годах он виден на месте  современного Нового моста.

История моста в ХХ веке

После окончания войны Амурский мост был разрушен. По этой причине солдаты советской армии соорудили новую переправу на месте Центрального моста – Деревянную. Но уже в 1955-х годах его состояние оценили неудовлетворительным и закрыли для проезда. При этом горожане еще ходили по нему до последнего. А в начале 60-х мост сгорел. И жители смогли любоваться только его руинами. 

После пожара начинают разрабатывать проект грандиозного Центрального моста, который должен был взять на себя основную нагрузку в переправе жителей с левого на правый берег. Автором проекта выступил Евгений Григорович Тетерук – главный инженер института «Днепрогипротранс».

(фото: artkostyuk.com)

Строить новый объект начали в 1964 году специалистами из мостостроительного отряда №12, возглавляющим Леонидом Тесленко. А главным инженером на строительстве прекрасного объекта стал Игорь Сачков. Субподрядчиками выступили Днепропетровский завод металлургического оборудования и завод им. Бабушкина.

В начале строительства соорудили копры. Потом на воде появились как обычные плавучие краны, так и специализированные, используемые при строительстве железобетонных пролетных строений.

Стоит отметить, что в начале строительства стали возникать первые проблемы. Специалисты не понимали, какое лучше выбрать основания для опор, так как дно нашей речки специфическое – оно было покрыто валунами толщиной до 5 метров. Железобетонные опоры  оказались лучшим вариантом.

Причем их монтировали на большой высоте и в зимнее время года. Несмотря на важность и грандиозность архитектурного сооружения, в 1966 году всем стало понятно, что работы идут с отставанием от графика и недостаточным количеством материала. Поняв проблему, “сверху” решили, что надо объект строить в 3 смены и открыть его к 50-летию Октябрьской революции.

Бешенными темпами сделали художественное оформление моста, а также построили подстанцию. Уже в конце августа 1966 году уложили первую балку, которая соединила два берега Днепра.

15 октября того же года грузовики испытывали мост на прочность, а уже 5 ноября состоялось официальное открытие Нового моста. Он стал одним из самых крупных, его протяженность составляет около 1.5 км, без учетов съездов, а ширина составляет 21 метр.

(фото: informator)

Ремонты и пари

Во времена руководства городом  Ивана Куличенко на мосту провели несколько небольших ремонтов, в основном связанные с заменой дорожного покрытия.

Во время городского правления Бориса Филатова впервые провели масштабный капитальный ремонт, который хорошо запомнился всем днепрянам. Это была одна из самых долгих и скандальных реконструкций в городе, которая началась в 2017 году. Сначала ремонтировали одну сторону, потом вторую. Далее заменили столбы, пешеходные дорожки и несколько опор.

В 2019 году, во время одного из своих визитов, в ремонт вмешался даже Владимир Зеленский и заключил пари с мэром  Борисом Филатовым, согласно условию которого,  мост должен быть открыт ко Дню города. Градоначальник открыл мост на неделю раньше срока.  Когда приехал Президент проверить объект, то на месте эксперт (ректор Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры Николай Савицкий) выразил свое сомнение по поводу качества работ, сказав, что остаются вопросы по поводу несущих конструкций, их состояние неизвестно. Из-за этого обстоятельства, Зеленский захотел получить выводы комиссии. И хоть город получил отремонтированный мост, но в пари Мэра и Президента победу никто одержать не смог.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.