Понедельник, 20 мая, 2024

История авиакатастрофы самолета «Ту-124» под Днепром

В 1970 году 2 сентября на Днепропетровщине разбился авиаборт модели “Ту-124”, принадлежавший компании “Аэрофлот”. Он выполнял рейс, зарегистрированный под номером 3630 по маршруту Минеральные Воды-Ростов-на-Дону-Вильнюс. В авиакатастрофе погибли 37 человек. Подробнее о трагедии расскажем далее на dnepr-future.

Подготовка к полету

Модель самолета “Ту-124” выпускали на Харьковском авиазаводе. Позже эти самолеты передавали воздушным компаниям и госфлоту. Авиалайнер, который совершал полет в тот день, был направлен в лётный отряд УГА в Москве, а затем авиаборт передали Министерству авиапромышленности, направив его в лётный центр.

В декабре 1965 года самолет направили в авиаотряд УГА в Вильнюсе в Литве. Изначально в самолете оборудовали только 44 пассажирских места, но позже переделали в 56-местную модификацию. На момент катастрофы у авиалайнера было зафиксировано 7504 часа налёта, и на его счету было 6996 посадок.

В состав экипажа входили пилоты из 277-го отряда. Командовал полетом в том рейсе опытный пилот Стефан Макаревич, обязанности второго пилота выполнял Александр Заблоцкий, бортмехаником был Василий Кувшинов, а штурманом — Александр Пономарёв.

Пассажиров тот день обслуживала стюардесса Евгения Лапицкая.

Самолет вылетел из Ростова-на-Дону днем, там у него была остановка на несколько часов для обслуживания. После подъёма он занял эшелон в 8,4 тысячи метров, всего на борту распожились 32 пассажира.

Согласно прогнозу погоды, в день авиакатастрофы в небе были слоисто-кучевые облака на высоте около 2,5 тысячи метров, небольшая болтанка и неустойчивый ветер со скоростью около 6 м/с.

Ситуация до катастрофы

Когда самолет пролетел Донецка на эшелоне в 8,4 тысячи метра, пилоты доложили об обстановке в небе авиадиспетчеру, на что получили команду поскорее занять эшелон в 9 тысяч метров, так как на высоте в 8,4 метра летел встречный самолёт.

Экипаж практически сразу подтвердил, что получил команду и начал набирать указанную высоту.

Через несколько минут экипаж связался с юго-западным сектором Харьковского РДП и доложил, что пролетел Днепр, поэтому намерен осуществить пролёт Кременчуга. Путевая скорость самолёта на тот момент составляла 852 км/ч, экипаж доложил об обстановке четко и спокойно.

Момент авиакатастрофы

На пути к Кременчугу самолет начал неожиданно передавать диспетчерскому центру в Харькове странное сообщение. Оно состояло из одной фразы: “Сорок пять… ноль… двенадцать”, после каждого слова наблюдалась пауза. После этого связь с экипажем прервалась, пилоты больше не отвечали на запросы, а доложить об обстановке, которая тогда была на борту, не успели.

Комиссия пришла к выводу, что на высоте в 9 тысяч метров лайнер перешёл в крутое пикирование с разворотом влево. Самолет развернулся на 266 градусов, до этого он уже успел набрать скорость в 950 км/ч. Под углом около 75 градусов самолет врезался в кукурузное поле между сёлами Лиховка и Заполички на Днепропетровщине, тогда уже был зафиксирован крен по левой стороне. В результате такого поворота событий самолет взорвался.

На месте падения лайнера в 70 километрах от Днепра и в 57 от Кременчуга сформировалась глубокая воронка. Все 37 человек, которые находились на борту, погибли. Среди них были 5 членов экипажа и 32 пассажира.

Отчет комиссии

В отчете комиссии было указано, что разрушений самолета в момент авиакатастрофы в воздухе не зафиксировали. Также не было обнаружено признаков столкновения с каким-либо объектом.

В момент пролета авиалайнера в этом районе не проводились стрельбы или запуски беспилотных средств воинскими частями. Правда, в других районах в тот день проходили запуски радиозондов, но находиться в зоне авиакатастрофы в тот момент они не могли.

В результате падения в самолете сильно обгорел правый двигатель, особенно в верхней части. На трубопроводах и деталях системы кондиционирования, которые шли от правого двигателя, комиссия также обнаружила следы пожара.

Падение вызвало деформацию подкосов креплений двигателя. Техническая инженерная подкомиссия выдвинула версию об отравлении экипажа из-за пожара в правом двигателе, но в дальнейшем эта версия не нашла подтверждения. Пожар во время полета тоже не был подтвержден. Все следы от огня появились уже на земле, отметили эксперты.

Сведения свидетелей

В день авиакатастрофы на поле, где упал самолет, находились два тракториста, два засыпальщика и другие сотрудники, всего там было шесть человек. Свидетели рассказали, что увидели в небе самолет, который летел со стороны Лиховки. Мужчины удивились, что борт летел очень низко, но при этом звука они не слышали. Таким образом, самолет летел будто без работы мотора в направлении Ивашковой балки. В итоге работники услышали взрыв и собственными глазами увидели пожар.

У одного из мужчин был мотоцикл, поэтому он и еще один тракторист сразу отправились на место трагедии, к месту взрыва они шли прямо по кукурузе.

Позже свидетели рассказали, что увидели страшное зрелище — фрагменты тел детей и взрослых. На месте самой катастрофы уже была огромная яма с обломками самолета.

Спустя несколько минут из Верховцево на место трагедии приехали военные, чтобы оцепить место авиакатастрофы. После этого никого из людей туда уже не пускали.

Когда на место прибыла комиссия, туда после падения авиалайнера прислали экскаватор, который работал, пока не удалось найти черный ящик. После этого охрану отозвали, поле освободили от военных.

После катастрофы один из свидетелей также видел родителей обоих летчиков, они тоже работали пилотами. В течение двух или трех лет они приезжали в село из Москвы, чтобы отметить там годовщину гибели детей.

Приютил их на время похорон и потом главный инженер колхоза “Россия” Михаил Колесник.

Родители погибших хотели установить памятник среди поля, где погиб экипаж и пассажиры, но получить разрешение на это им так и не удалось.

Правда, один из трактористов успел посадить на месте авиакатастрофы тополь. Это была его собственная инициатива, и за это мужчина получил благодарность от родственников и родителей погибших. Дерево посреди поля с того времени стало условно обозначать печальное место трагедии.

Еще одна жительница села Лиховка позже рассказала, что к ним приезжали белорусы, это были отец и мать кого-то из погибших пассажиров. Также останавливались там, чтобы почтить память погибших, родители одной из девушек, которая была на борту, из Кабардино-Балкарии. Некоторые жители села также переписывались с родственниками погибших в социальных сетях, ходили на место падения самолета “Ту-124”.

Примечательно, что в те времена тема этой авиакатастрофы была запретной, говорить о ней подробности многим запрещалось.

Позже стало известно, что на месте авиакатастрофы садили три дерева, но уцелело только одно. На ветки родственники, которые приезжали почтить память погибших, вешали венки, а вокруг поставили металлическую ограду.

Возле дерева вырос и куст бузины, а оградка обозначила приблизительное место гибели экипажа и пассажиров. Размеры воронки были большими, но со временем там была уже ровная земля.

Недалеко от места падения “Ту-124” стоял камень с фотографиями пилотов. Там же рядом местные жители находили алюминиевые обломки самолета, куски фюзеляжа.

Со временем об этой трагедии забыли, и родственники перестали приезжать. Только жители села, которые видели все своими глазами, рассказывали тем, кто интересовался, как все происходило на самом деле. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.