Среда, 22 мая, 2024

Как днепряне перемещались по городу в прошлом веке?

В общей сложности в прошедшем ХХ веке было много способов для передвижения тогдашним Днепропетровском — трамвайное сообщение, троллейбусные маршруты и автобусы, курсирующие между всеми районами города. На развитие транспорта повлияли многие факторы — Первая и Вторая мировая война, соответствующее послевоенное время и кризисы по всей стране. О том, как горожане передвигались по Днепру в прошлом столетии — читайте дальше на dnepr-future

1895-1914 годы: открытие первых трамвайных линий

С 1895 года начинается история трамвайных путей по тогдашнему Екатеринославу. В январе этого года по личному приглашению Екатеринославской Думы в город приехали рабочие из Франко-Бельгийского акционерного общества. Целью встречи была разработка проекта постройки городского трамвайного предприятия. Он должен был не только добавить рабочие места для населения, но и соединить все районы Екатеринослава трамвайными путями. Договор согласовывался с центральной Парижской компанией железных дорог и трамваев, а уже в июне того же года этим трамвайным предприятием и городской Управой был утвержден план строительства Екатеринославской городской электрической железной дороги.

Для передвижения общественного населения открывается новый транспорт – трамвайные сообщения. Первые трамвайные пути прокладывались на главной площади города – на Екатеринославском проспекте и на прилегающих к нему улицах (Соборная площадь, Иорданская, Базарная, Провиантская, Александровская улицы, пристань). Результатом строительства первой трамвайной линии в городе становится возможность удобного передвижения по центральной улице Екатеринославу.

Источник фото: https://www.dnipro.libr.dp.ua/

В 1897 году городскими властями было принято решение о введении новых трамвайных вагонов на маршрут «Вокзал — Соборная». Для жителей передвижение трамвайным транспортом стало более рациональным относительно вопроса личного времени, ведь интервал между передвижными трамвайными вагончиками составлял не более 15 минут. Появились и новые линии по центру Екатеринослава — дополнительные трамваи курсировали по маршрутам «Пристань — Базарная», «Вокзал — Иорданская». В течение последующих лет с увеличением выпуска новых вагонов, увеличивалась и потенциальная публика желающих передвигаться именно по этому виду транспорта.

В течение следующего года в целом происходили лишь негативные изменения, которые впоследствии снизят количество желающих перемещаться по трамвайным линиям — решения нового директора, месье Комбье, были направлены на получение дополнительной прибыли от эксплуатации транспорта. Так, для обычных пассажиров увеличилась стоимость проезда, а для рабочих – продолжительность рабочего дня, хотя заработная плата только уменьшилась. Дополнительно на уменьшение публики желающих работать повлияло и введение системы штрафов за нарушение должностной инструкции.

В 1903 году разработали и подготовили второй новый проект создания городского “Екатеринославского трамвая”, который должен увеличить количество пользователей транспортной инфраструктурой. Его сооружение началось длительным процессом согласования разработки города в разных инстанциях. В следующем году зимой проект строительства Екатеринославского трамвая уже был утвержден профессиональным комитетом Министерства внутренних дел.

В 1905 году ускорились темпы создания проекта второго городского трамвая. Пушкинским проспектом продолжались работы по прокладке трамвайных путей к Брянскому заводу, делая насыпь Красноповстанческой (тогдашней Жандармской) балкой, трамвайные линии прокладывались и по Базарной улице. Имеющиеся линии центром города должны стать самым востребованным маршрутом среди горожан.

Источник фото: https://www.dnipro.libr.dp.ua/

1914-1940 годы: Первая мировая война, послевоенный кризис

С началом Первой мировой войны в транспортной инфраструктуре Екатеринославской губернии начался кризис – потенциальное население, которое хотело бы воспользоваться городским транспортом, резко уменьшилось – все из-за состояния трамвайного депо и состояния самих средств транспорта, которые тогда уже давно не видели комплексного обновления всех комплектующих.

В течение этих лет транспортом губернии управлял полный хаос — из-за обостренных отношений между городскими властями и рабочими сами трамваи почти не ездили, большинство из них в течение длительного времени находилось в депо, а некоторое количество оставалось посреди улиц Екатеринослава.

С 1920-х годов началась активная работа по восстановлению всего подвижного состава и его дальнейшая эксплуатация на трамвайных путях. Для рабочих этот период времени проходил сложно – уже мастера своего дела приступили к “восстановлению” всей транспортной инфраструктуры. Трудности были повсюду – недостаточное количество деталей, не хватало материалов и современных инструментов. Однако трамваи таки поехали — только за 1921 год было перевезено до 4 миллионов пассажиров!

Пассажиропоток трамвайными линиями только увеличивался — к 1925 году он составлял до 10 миллионов пассажиров в год, а уже в 1930 году был рекорд по годовому потоку. В этом году он составил до 62 миллионов пассажиров в год, что более, чем в 16 раз больше показателей прошлых лет. Это объясняется восстановлением и приведением в порядок соединительных участков в Днепропетровске.

Источник фото: https://49000.com.ua/

1941-1968 годы: Вторая мировая война, открытие троллейбусных линий

Вторая мировая война, очевидно, создает кризис в транспортной инфраструктуре не только Днепропетровска, но и всей страны. Кондукторы, рабочие и в целом все мужчины проявляют патриотизм, отправляясь на передовую линию защищать государство от немецкого господства. С началом боев за Днепропетровск движение трамвайного транспорта прекращается, а 20 августа немецкие войска прорываются в город, овладев им.

В ходе войны некоторые части всей трамвайной линии Днепропетровска были повреждены или вообще разрушены. Только во время боев за город разрушилось до 20 километров протяженности трамвайных путей. Результатом этого стало уменьшение пассажиропотока. В полностью разрушенном трамвайном депо находились и трамваи, из-за чего соответственно уменьшился и подвижной состав.

В 1947 году городскими властями принимается решение об открытии новых линий — троллейбусных. Это должно упростить транспортную развязку в городе и увеличить пассажиропоток в пределах Днепропетровска. Поэтому по соответствующему проекту первая линия троллейбусов сооружалась проспектом Карла Маркса. Большой улицей теперь проходили не только трамвайные пути, но и опоры троллейбусных линий!

И это дало свой результат — в целом транспортом трамвая и троллейбуса 1952 года был пассажиропоток в 115 миллионов пассажиров, что является абсолютным рекордом по сравнению с прошлыми годами. До 1968-х года в среднем он не менялся, оставаясь на уровне 100 миллионов.

Источник фото: https://transphoto.org/

1969-1996 годы: Обновление всего подвижного состава Днепропетровска

В последние годы ХХ века обновлялся весь подвижной состав города, соответственно увеличивался и пассажиропоток. Открывались новые трамвайные и троллейбусные линии, благодаря чему открывались новые возможности для передвижения по городу для населения.

Цена на проезд в общественном транспорте была невелика, что также повлияло на увеличение пассажиропотока. Заработная плата для рабочих транспортного сообщения была достаточной, а поступающие в бюджет средства переправлялись на развитие инфраструктуры.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.