Пятница, 18 октября, 2024

История Приднепровской железной дороги 

Приднепровская железная дорога — это транспортная артерия, которая стала ключевым двигателем индустриализации и экономического роста Днепропетровщины. Ее появление на рубеже XIX и XX веков открыло новые возможности для развития городов области, связывая их с крупнейшими экономическими центрами и морскими портами. Далее на dnepr-future.

Железная дорога

Переоценить роль железной дороги невозможно. Она играет важную роль в истории развития человечества, как один из ключевых факторов индустриальной революции. Железная дорога открыла новые возможности для быстрой перевозки людей и грузов. Это существенно ускорило экономический рост и развитие городов Днепропетровщины. 

Екатерининская, а впоследствии известная как Приднепровская железная дорога — первая государственная железная дорога в украинских губерниях Российской империи. Ее построили в течение 1881-1904 годов. Строительство первой очереди железной дороги заняло всего 34 месяца, и уже 18 мая 1884 года началось регулярное движение как грузовых, так и пассажирских поездов. 

Екатерининская железная дорога быстро стала крупнейшей в империи, сыграв решающую роль в стремительной индустриализации Екатеринославской губернии в конце XIX века. Ее маршруты пролегали через территории Харьковской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерний и Донщины.

С момента открытия и до 21 века железная дорога 4 раза сменила название. Так в начале она называлась Криворожская, а в 1882 году стала Екатеринославской. Впоследствии название изменили на «Сталинская железная дорога». И уже с 1961 года она называется «Приднепровская железная дорога».

Строительство и расширение железной дороги

Историки спорят о дате основания железной дороги Днепропетровской области. А все из-за участка Лозовая — Александровск (г. Запорожье), который открыли в ноябре 1873 года. Он имел ответвление длиной 208 верст от станции Синельниково до станции Екатеринослав (Нижнеднепровск). Сначала этот участок относили к частной Лозово-Севастопольской железной дороге. Но уже в 1895 году он стал частью Екатерининской железной дороги. 

В течение многих лет именно запуск движения на этом участке считался началом истории Приднепровской железной дороги. Но фактически ее строительство началось в 80-х годах XIX века. То есть почти через 20 лет.

Развитие железной дороги стало ключевой предпосылкой экономического подъема Криворожья, обеспечивая транспортную доступность для руды, которая содержала до 70% металла. Инициатором этой идеи выступил Александр Поль — известный общественный деятель и меценат, который посвятил жизнь исследованию потенциала криворожских месторождений. 

Поль активно лоббировал перед правительством необходимость создания железнодорожной линии, которая бы соединяла Криворожский железорудный бассейн с Донецким угольным регионом. Это сообщение не только упростило транспортировку ценной руды, но и стало мощным двигателем развития промышленности и экономики региона.

6 февраля 1881 года правительство приняло решение о строительстве Криворожской железной дороги за государственный счет, а уже 20 февраля того же года утвердили проект строительства магистрали длиной 443 версты. Восточный участок пролегал от станции Ясиноватая до Синельниково, а западный — от Екатеринослава через Кривой Рог до станции Долинская.

18 февраля 1882 года Криворожская железная дорога получила новое название — Екатеринославская. Официальный запуск ее работы состоялся 18 (31) мая 1884 года, когда открыли движение поездов по обоим вновь построенных участках. Важным условием этого стало построение железнодорожного моста через реку Днепр, известного как Амурский или Старый мост, а также открытие Екатеринославского железнодорожного вокзала. Это стало знаковым событием как для железнодорожной сферы, так и для всего региона Приднепровья. Кроме этого, на Криворожье построили уникальный арочный мост через реку Ингулец по проекту Белелюбского. Он поднимался на 49 метров над рекой, что делало его одним из самых впечатляющих инженерных сооружений.

Екатерининская железная дорога быстро развивалась и вскоре стала крупнейшей в Российской империи. 

Первым руководителем железной дороги стал инженер Александр Апполонович Верховцев. Он руководил и вел за собой людей с 1883 года по 1900 год до конца своей жизни. Александр Верховцев был образцом самоотверженного служения железнодорожному делу. Его заслугой были успехи в строительстве и дальнейшее развитие Екатерининской железной дороги. Благодаря работе Верховцева Екатеринославская железная дорога стала второй в стране по объемам грузоперевозок и первой по доходности.

Железная дорога к началу XX века была уже вполне развитой и почти завершенной системой рельсовых путей. В 1903 году ее грузооборот достиг невиданного показателя — 1 млрд пудов.

С первых дней войны 1941-1945 годов Сталинская (Екатерининская) железная дорога стала объектом вражеских бомбардировок, ведь была важнейшим логистическим звеном перевозки грузов для фронта и тыла. После освобождения Приднепровья в октябре 1943 года развернули работу по восстановлению инфраструктуры — и уже через год магистраль перешла к привычной эксплуатационной деятельности.

После окончания Второй мировой войны наступил период быстрого восстановления и дальнейшего развития железной дороги. 

Разрушенный мост Екатерининской железной дороги через балку Красную

В Кривом Роге в одном из районов спряталось особое для истории железной дороги место. На склонах балки Красная можно увидеть остатки двух старинных мостов. Когда-то они были частью величественной Екатеринославской железной дороги.

Первый мост построили в конце XIX века, чтобы соединить рудник Калачевского с городом. Он стал важным транспортным узлом. Высота опор моста достигает 30 метров, и на камнях, из которых они сделаны, можно увидеть клейма каменщиков. Второй мост построили в 1935 году, но в 1950 годах оба моста демонтировали из-за строительства карьеров

Источник: Сергей Демидчук

В Красной балке от моста остались лишь две опоры высотой 30 метров и искусственные скалы, которые были основой моста. У подножия опор, которые используют скалолазы для занятий, можно найти много интересного. Так остатки разрушенных опор второго моста лежат недалеко в водах ручья. 

Это место стало популярным среди туристов и скалолазов. Последние используют опоры для тренировок. Также сюда приходят люди, которые хотят прогуляться среди природы, наслаждаясь спокойствием. Величественные руины, которые видны издалека, придают этому месту особый шарм.

Судьба железной дороги во времена российско-украинской войны 

Агрессия России против Украины привела к масштабным разрушениям и уничтожению жизненно важной инфраструктуры страны. Под влиянием военных действий страдают дороги, мосты, больницы и жилые комплексы. Железная дорога, как ключевой элемент транспортной системы, не стала исключением.

Железная дорога является важным фактором обеспечения жизнедеятельности страны, поскольку она играет критическую роль в эвакуации украинцев из опасных территорий, перевозке грузов, пассажиров и гуманитарной помощи. 

Источник: телеканал «Дом»

С начала российско-украинской войны в 2014 году судьба Приднепровской железной дороги претерпела значительные изменения. С того года Крымская дирекция железнодорожных территорий (структурное подразделение железнодорожной компании, которое отвечает за организацию и управление процессами перевозки пассажиров и грузов на определенном участке железнодорожной сети) находится на временно оккупированной Российской Федерацией территории.  Это существенно повлияло на ее функционирование и развитие.

В 2022 году, с началом полномасштабного вторжения России в Украину, ситуация еще больше усложнилась. Значительная часть Запорожской дирекции железнодорожных перевозок также попала под контроль оккупационных сил. Это не только усложнило логистику и перевозки грузов, но и поставило под угрозу безопасность работников железной дороги.

Несмотря на все трудности, приднепровские железнодорожники продолжают добросовестно выполнять свой профессиональный долг, обеспечивая непрерывную работу железной дороги даже в сложных условиях. Более того, более полутора тысяч работников железной дороги с оружием в руках защищают свою Родину на передовой, демонстрируя не только профессионализм, но и настоящую преданность стране и ее будущему.

    Latest Posts

    .,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.