Воскресенье, 19 мая, 2024

Ретро-трамвай – визитная карточка Днепра

Летом в центре Днепра можно увидеть зеленый прогулочный трамвай без окон и дверей. Он ездит по городу по одному маршруту, чтобы гости и туристы, как и местные жители, смогли еще раз увидеть красоту архитектуры и выдающиеся здания. Трамвай уже успел стать своеобразной визитной карточкой города, а как он появился и об его истории расскажем подробнее на dnepr-future.

Появление ретро-трамвая

Интересные травмваи с одним вагоном вышли на маршруты в 1997 году, их создание посвятили 100-летию появления трамваев в Днепре.

При этом собрали трамваи по образцу модели, выпущенной в 1895 году франко-бельгийским обществом. Такие вагоны ездили в Екатеринославе. Правда, спустя много лет это были уже не те самые трамваи, а всего лишь копия.

Когда-то это были служебные вагоны, которые помогали очищать улицы города от снега, а затем их списали. По своей инициативе специалисты по ремонту превратили технику в псевдо-ретро-вагоны, которые начали выезжать на центральный маршрут города Днепра.

Так на улицах Днепра появились интересные кастомные двухосные моторные трамваи, которые впоследствии превратили в музейные вагоны.

Ретротрамваи уникальны, подчеркивали создатели, так как их удалось собрать почти с нуля.

Сначала планировали, что ретро-трамваи поездят пару дней, а потом их переместят на постамент в качестве памятников первому трамваю Днепра. Но горожанам настолько понравились прогулки в таких необычных открытых вагонах с ярким дизайном, что в «Горэлектротранспорте» решили не убирать их с маршрута.

Изначально по городу ездили трамваи зеленого и красного цвета, но последний радовал горожан ездой по колоритному маршруту недолго.

Для ретро-трамвая зеленого цвета использовали в качестве модели вагон КТМ-2. А красный музейный ретро-экспонат — это модель “MAN” 1897 года. Специалисты по ремонту собрали его по архивным документам и чертежам.

Таких ретро-травмаев в Украине всего четыре. Внутри для пассажиров разместили старые фотографии развития электротранспортной сети, восстановили систему управления и оповещения, которая существовала в таких вагонах много лет назад.

Памятник трамваю

Красный ретро-трамвай проездил по маршруту недолго, а когда он сломался, оказалось, что вагон восстановлению не подлежит.

Так, в декабре 2017 года на территории КП “Днепропетровский электротранспорт” появился памятник в виде ретро-трамвая.

Памятный знак установили в честь 120-летия открытия трамвайного движения в Днепре.

В других городах такие трамваи создавали сразу в качестве памятного знака, а в Днепре специалисты решили доработать под вагон-музей. Как рассказали в КП “Днепропетровский электротранспорт”, они хотели, чтобы в городе появилась еще одна экскурсионная площадка для взрослых и детей.

Однако модель была не предназначена для перевозки пассажиров. Жесткая подвеска приводила к тому, что в салоне во время езды была жуткая тряска. Со временем вагон переправили в депо, где она стояла на протяжении более 10 лет.

Конечно, за это время кузов успел заржаветь и основательно прогнить, поэтому руководство предприятия приняло решение отреставрировать и предоставить вагон на общее обозрение.

В итоге от оригинальной модели 1897 года осталась лишь форма и внешний вид, а все остальное заменили на современную базу оборудования. В салоне транспортного средства установили сидения из деревянных реек и из таких же набили пол.

Зато после того, как трамвай установили на территории предприятия, в городе появилась еще одна достопримечательность, которую можно увидеть, пощупать. Все желающие в любое время могут даже покрутить систему управления или узнать об истории этого легендарного ретро-трамвая и развития сети электротранспорта в Екатеринославе много лет назад.

Возвращение после ремонта

Зеленый ретро-трамвай в отличие от красного продолжал каждое лето радовать горожан и гостей города своим маршрутом, но его тоже несколько раз отправляли на ремонт.

Так, техника прошла капремонт в 2017 году, а затем еще через три года.

Вагон ретро-трамвая прошел диагностику – специалисты проверили исправность каждой детали. Те, что выходят из строя, подлежат ремонту или замене. Экскурсионный трамвай готовят к новому сезону каждый год, чтобы уже в мае он мог снова выйти на маршрут и радовать своих пассажиров.

Вагон имеет места только для сидения 32 пассажиров. Время проезда в одном направлении составляет 16-17 минут. Льгот для проезда на этом транспорте не предусмотрели.

В 2022 году трамвай вышел на маршрут раньше, чем обычно, – 12 мая. Так как он успел стать для Днепра “визитной карточкой”, с каждым годом количество желающих прокатиться в таком необычном вагоне только росло.  

Один из водителей трамвая, который работал в Днепровском КП «Электротранспорт» на протяжении многих лет рассказывал, что в выходные трамвай перевозит около 700 пассажиров в день. Работал тогда ретро-трамвай только в выходные дни, в солнечную погоду.

По словам мужчины, люди очень любят поездки на таком транспорте летом из-за жаркой погоды, но особенно поездки нравятся детям.

Исторический маршрут

Традиционно вагон каждый год курсируют по проспекту Дмитрия Яворницкого. Все желающие могут ощутить дух эпохи города и совершить экскурсию по исторической части центрального проспекта.

Большая часть улицы выложена брусчаткой. Вдоль самого проспекта располагается много зданий старой застройки, в том числе исторический музей, здание корпуса “Днепровской политехники”, здания геологического, экономического факультетов, а также факультета прикладной математики университета Гончара, Главпочтамт.

При этом главный проспект тянется прямой линией, и благодаря своей колоритности может поспорить с лучшими улицами мировых столиц.

Широкий проспект прорезается вдоль двумя лентами бульваров и двумя линиями рельсов электрического трамвая, охватывает весь город, и часть окрестностей, и оканчивается на горе, где расположился громадный Потемкинский сад на берегу Днепра.

Улицу начали очищать и облагораживать еще в 1847 году, так со временем в центре проложили шоссе, а по сторонам оказались бульвары. На протяжении многих лет эту часть города активно озеленяли.

На протяжении улицы от были посажены в 4 ряда тополя вперемешку с кленами, между каждыми двумя деревьями добавляли большие кусты сирени.

В 1903 году на проспекте появились современные на то время электрические фонари, чтобы посетители первых кинотеатров “Люкс”, “Модерн”, “Палас” могли насладиться не только архитектурой, но и освещением.

Вдоль проспекта расположено много достопримечательностей города и памятников. Среди них монумент “Вечная Слава”, каменные скифские изваяния, памятник, посвященный Дмитрию Яворницкому, мемориальный крест погибшим сечевым стрельцам, памятники, посвященные Н. Гоголю, А. Полю, мемориальная доска на отеле “Астория” в память о Махно, скульптура Амура в фонтане на аллее влюблённых.

Все эти здания и достопримечательности могут увидеть пассажиры ретро-трамвая, который уже успел завоевать популярность. Конечно, на проспекте есть и несколько скверов, где можно остановиться и посидеть в солнечную погоду.

А если хочется просто пройтись пешком, можно отправиться в парк им. Лазаря Глобы. Это центральный парк города Днепр, и одна из его достопримечательностей. Там работают детские аттракционы, есть кольцевая детская железная дорога и картинг-центр.

В центре парка находится обширное озеро, где можно покататься на лодках или покормить уток, просто насладиться яркими пейзажами и уникальной архитектурой. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.