Екатеринослав стремительно развивался во второй половине XІX века, что заставило задуматься о создании железной дороги. Как создали большую сеть железнодорожных магистралей в Екатеринославской губернии узнаете в нашем материале на dnepr-future.
История
История железной дороги в нашем регионе начинается с 1871 года. Именно в том году началось строительство от станции Лозовой до Запорожья через Синельниково. Протяженность пути составила 212 километров. Это был первый участок железной дороги между Лозовой и Севастополем.
От Синельниково проложили отдельную ветку к нашему городу. Сложно представить, но изначально вокзал хотели разместить на ж/м Игрень, чтобы не сооружать новые мосты. Но в 1871 году Екатеринославская городская Дума подает ходатайство, в которой просит разместить железную дорогу не на Игрени, а на левобережной части Екатеринослава.
И через 2 года станция “Екатеринослав” была открыта на месте современного пригородного вокзала “Нижнеднепровск”. Вокруг нее стремительно развивалась строительство домов, появились поселки, такие как Нижнеднепровск и Амур.
Развитие железной дороги
Уже в 1874 году поезда начинают ходить до Мелитополя, а через год — до Севастополя. Далее, были споры и рассуждения о том, как развивать железную дорогу. Был проект, согласно которому предвиделось строительство двух новых участков: от станции Хацапетовка до Синельниково, а из Екатеринослава до Казанки через Кривой Рог. Проекту не суждено было сбыться, но дало мощный толчок развития.
В 1881 году за счет бюджета империи государство принимает решение о постройке железной дороги. И проходит три года как открывается Екатерининская железная дорога. Она стала важной для промышленности нашего края. Благодаря ей появляется в нашем городе “Брянский завод” и “Днепровский завод Днепровского металлургического общества” в тогдашнем селе Камянское. А развитие Екатеринослава, Кривого Рога и Каменского становится интенсивнее , так как в регион переехало немало переселенцев с других губерний.
В конце XIX века к нашей системе железных дорог присоединяется часть Донецкой, а потом и участок с Лозового в Севастополь. В дальнейшем добавили участки от Константиновки до Ясиноватой. В тот же период строятся новые линии, они проходят от Чаплино до Бердянска и с Калачевского в Верховцево.
Наша Екатерининская железная дорога была лидером по перевозке промышленных грузов. ЖД обслуживала более 700 предприятий, а также большое количество угольных шахт и рудников. Население губернии увеличилось в два раза. И оно продолжало стремительно расти: за 57 лет (с 1860 до 1917 года) население города увеличилось на 200 000 человек (с 20 000 до 220 000)!
И в том же 1917 году железные магистрали охватывали уже всю юго-восточную Украину.
Такой же динамический рост был в количестве подвижного состава. Если изначально грузовых поездов было 1505, то в 1914 году их стало почти 37000. Что касается пассажирских, то прирост был зафиксирован больше, чем в 5 раз, с 140 до 876 вагонов. Правда, комфорт для пассажиров в начале ХХ века оставлял желать лучшего. Они были очень неудобными, а вместо сидений стояли большие скамейки. Да, и сами вагоны напоминали товарные.
Но вскоре условия решили улучшить, начав в Петербурге производство новых вагонов.
Стоит отметить, что они отличались по степени комфорта. Для обычного народа сделали скамейки на 90 мест. А вот высшее общество ездило на пружинных креслах и диванах. Интересно, что и у бедного, и у богатого класса, не было никаких ни туалетов, ни вентиляторов.
В нашем регионе тоже производили вагоны. Идею проекта вагонов и их производства наладил тогдашний начальник железной дороги Константин Ванифатьев.
Были созданы вагоноремонтные мастерские в Нижнеднепровске в 1898 году, а через 28 лет они преобразовались в Вагоноремонтный завод имени Кирова.