Среда, 29 июня, 2022

История Днепровского метрополитена

Днепровское метро – одно из самых коротких в мире. Оно состоит из 1 ветки и 6 станций, длиной всего 8 км. Что стало причиной строительства и почему наше метро не сумело “вырасти” до планируемых масштабов — 4 ветки общей протяженностью 100 км. — попробуем разобраться.

С чего все начиналось?

С каждым годом население города продолжало расти. Нужна была новая транспортная система. Выбирали между скоростным трамваем (как сейчас в Кривом Роге) и обычном метрополитеном. Решили, что лучшим вариантом будет метро. Но не спешили его реализовывать по двум факторам: во-первых, не хотели открывать в закрытом городе, а во-вторых, стояло требование для строительства – 1 млн жителей. Когда уже в нашем городе появился миллионный житель, то советские власти не торопились об этом разглашать из-за “холодной” войны.

Ситуация началась решатся благодаря генеральному секретарю ЦК Компартии Советского Союза Л.И. Брежневу, который в 1979 году приехал в Днепропетровск (тогдашний Днепр). Местной власти совместно с первым секретарем ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким удалось договориться с генеральным секретарем. Метрополитен был включен в список важнейших построек СССР, с акцентом не только на транспортную систему, но и укрытием на случай ядерной войны. В том же 1979-м Рада Министров СССР приняло решение о начале постройки. Начались проектные и документационные работы. Планы были “наполеоновскими” – метро должно было охватить весь город и состоять из 4 веток.

20 февраля 1981 года стартовало строительство. Был заложен первый ствол. В наш город приехали лучшие специалисты со всего СССР. По проекту должно было открыться 9 станций, которые бы соединяли заводские районы Днепра и центр (причем как нижнюю часть, так и верхнюю) – “Коммунаровская” (сейчас “Покровская”), “Проспект Свободы”, “Заводская”, “Металлургов”, “Метростроителей”, “Вокзальная”, “Театральная”, “Центральная”, “Музейная”.

В 1982 году после смерти Брежнева строительство начало сбавлять своих темпов. Но наличие “холодной” войны заставляло продолжать строительство. После “перестройки” скорость уже заметно снизилась, власти пытались это оправдать сложными грунтами и непростым финансированием.

Несмотря на все сложности, метростроители пытались не останавливаться: очень медленно, но постепенно стараясь продвинуть стройку. После развала СССР строительство окончательно было приостановлено даже несмотря на то, что достроить оставался небольшой процент участков. Денег не было и на достройку, и на консервацию объекта. Чиновники каждый год “кормили” жителей нелепыми обещаниями, но им уже никто не верил. В конце 1994 года Павел Лазаренко начал активно продвигать строительство. Он смог доказать важность стройки и “добыл” деньги из бюджета. Невероятно, но строительство действительно было продолжено! Для того, чтобы метрополитен быстрее открылся, было принято решение убрать с первого пускового участка 3 станции в центре города. В наш город снова вернулись метростроители со всего СНГ и, проделав кропотливую работу, —  чудо случилось.

29 декабря 1995 года были введены в эксплуатацию первые шесть станций. Радости жителей города не было предела. Казалось, что уже никаких проблем не доставит открыть оставшиеся станции через несколько лет, но начался экономический кризис, и про метро пришлось забыть.

Современные проблемы

В 2016 году мэрия Днепра заключила контракт с турецкой компанией “Limak”. В планах было достроить станции “Театральная”, “Центральная” и “Музейная” до 2021 года. Строительство возобновилось, но медленно. В первую очередь, это было связано с бюрократическими сложностями. Через пару лет “стройка” переросла в активную фазу и длилась до 24 февраля 2022 года. После начала войны турецкий подрядчик эвакуировал своих сотрудников и по этой причине достройка снова остановилось, идут только работы по откачки воды.

Наше метро необычный и сложный объект, но мы верим, что когда-нибудь оно обязательно достроится!

Latest Posts