Вторник, 26 октября, 2021

Скульптор Владимир Наконечный

Украшением каждого города есть художественные произведения на его улицах. Чем больше памятников и скульптурных композиций, тем престижнее он выглядит. А еще это значит, что здесь заботятся о памяти, с уважением относятся к истории и уважают выдающихся деятелей, которые были причастны к развитию данного города, пишет dnepr-future.com.ua.

В Днепре есть памятники, ставшие знаковыми. Среди них работы скульптора Владимира Наконечного. Их было бы гораздо больше, если бы судьба дарила автору долгую жизнь …

Несколько дат из биографии

Место рождения Владимира Наконечного — село Лозна, Улановский (ныне Хмельницкий) район, Винницкая область. Дата — 8 марта 1956 года.

1975-1985 годы учебы в Киевском художественном институте с перерывом на службу в армии.

С 1985 года постоянно проживал в городе Днепропетровске (ныне Днепр).

1991 принес победу в конкурсе на памятник Дмитрию Яворницкому.

В 2008 году победил в конкурсе на скульптурную композицию Ивану Мазепе, гетману Украины, и Карл XII, шведскому королю.

С 1985 года принимал участие во многих областных, всеукраинских, всесоюзных, зарубежных и международных выставках.

2006 год — персональная выставка в Киеве.

2007 год — персональная выставка в Днепре.

2011 год — персональная выставка в Каменском.

2021 готовится персональная выставка в Днепре.

Его работы хранятся в Национальном художественном музее Украины, Днепровском художественном и историческом музее имени Яворницкого, в музее истории города Камянское, дирекциях выставок и частных коллекциях.

Владимир Наконечный работал в монументальной, станковой скульптуре. Многие его работы в мелкой пластике. Это бронза, дерево, камень.

О скульпторе из первых уст

Больше знает о скульпторе его жена, искусствовед Елена Годенко — Наконечная. Потому что только близким людям известны муки творчества, поисков, вдохновения, разочарований, которые переживает Художник, прокладывая путь к реализации своего замысла.

Благодаря Елене наш город получил такого талантливого скульптора, так как после института Владимир Наконечный поехал за ней в Днепропетровск.

Она всегда поддерживала мужа во всех проектах и ​​он имел на нее большое влияние, особенно в постижении украинской исторической тематики.

Из воспоминаний

Елена Годенко — Наконечная вспоминает период обучения в Художественном институте. Это были советские времена. Украиноязычный студент Владимир Наконечный взял тему для диплома — Степан Ковнир, украинское барокко. Архитектор — крепостной, который работал в Киево-Печерской лавре. В институте как бы и была украинская тематика, но это не приветствовалось. Поэтому диплом он посвятил баснописцу Глебову. И перевел эту работу в дуб. Эта композиция имеется в наличии.

Но давней историей, историей Киевской Руси Владимир стал еще больше интересоваться после получения Украиной независимости. Это был для него такой важный и долгожданный период.

Казалось, что во времена независимости должно было все быстро меняться и украинская историческая тематики должна стать востребованной и в скульптуре. Какие-то советские кировы-калинины должны были быстро исчезать из нашего пространства. И Наконечный ждал этого, работал над украинской тематикой. Мечтал сделать памятник лоцманам, Мазепе, который тоже бывал в нашем городе. Украинские гетманы нигде не были отражены, поэтому его просто захватила тема гетманства, казачества, тема истории Украины.

Его интересовали исторические фигуры, он много читал. Славянская древность, мифология, у него есть образ Лады, богини, дохристианская птица… Осталось много эскизов, но не было такого запроса, не было финансирования, чтобы реализовать эти проекты. Байду — Вишневецкого он делал тоже как проект памятника — есть такая у него станковая работа. Думал, где его поставить, на Хортице, или здесь, в Днепре.

Есть образы современников, например, Марии Примаченко. Есть Махно, неоднозначная фигура в истории Украины. Но он интересовался противоречивыми личностями, хотел предложить такой памятник поставить в Гуляй-поле.

Памятник Ивану Сирко — планировал подавать на конкурс в Харькове, разрабатывал эскиз Калнышевскому для Петриковки. Уже сделал эскиз памятника Погребняку, архитектору, который построил собор без единого гвоздя в Новомосковске. Проект памятника основателю города Павлограда казаку Хижняку, была идея поставить казака Мамая в центре нашего города, вместо памятника Ленину, который тогда еще стоял на центральной площади.

 Последний грандиозный проект — это памятника Мазепе и шведскому королю Карлу ХІІ на поле Полтавской битвы. Проект выиграл конкурс, организованный за  инициативой тогдашнего президента В. Ющенко. Но после его переизбрания проект так и остался нереализованным. Хотя местная община его активно поддерживала.

Дмитрий Яворницкий

Е. Годенко-Наконечная хорошо помнит, как на конкурсе памятника Яворницкому проект В. Наконечного был воспринят неоднозначно. Это был первый памятник времен независимости в нашем городе. Конкурс состоялся в 1991 году, накануне независимости. Потом были события ГКЧП. Поэтому были вопросы и к проекту, почему Яворницкий босой, в шароварах, почему историк держит казацкий крест. Скульптор объяснял, что этот памятник мемориальный, на могиле, там не может быть какой-то бравой героической фигуры. Он держит свой крест, казацкий надгробный, что символизирует и скорбь за казачеством, которое было уничтожено.

 Сам Яворницкий, описывая требования, при которых принимали казаков в армию, испытывал себя, переплывал Днепровские пороги, надевал казацкие костюмы, вживался в этот образ. Поэтому скульптор объединил в своем замысле трагическую судьбу казаков и самого Яворницкого. Такова была идея. Сейчас этот памятник стал символом города.

В скорби и печали

В 2007 году на жилом массиве «Победа» произошел взрыв газа в многоэтажном доме, который забрал много жизней, в том числе и детских.

На месте разрушенного дома сейчас построили храм «В скорби и печали утешение», а рядом — мемориал авторства Владимира Наконечного. Трагическое событие нашло отражение в композиции, в которой два ангела держат мертвого ребенка на руках.

Мамай

Елена Годенко — Наконечная рассказывает, что мощной серией работ стала тема Мамая. А когда скульптор заинтересовался Мамаем, то стал погружаться глубже в историю, в древность. Мамай — это древний образ. Возможно идет от Скифии. Возможно это Мамий, или кельтский бог Кернон, который изображался в позе лотоса. Это восточные мотивы, а возможно наоборот, местные мотивы.

Так родился проект «7514», который он реализовал к своему 50-летию, а потом еще четыре года работал над продолжением темы, вплоть до своей смерти. Некоторые работы до сих пор никто не видел.Сейчас Елена  готовит выставку и переводит их в бронзу.Где-то  пятнадцать Мамаев в бронзе и еще в других материалах — всего около двух десятков. Получилась такая мощная Мамаиада.

По древнему славянскому календарю мы живем сейчас в 7529 году. Украинская народная память хранит именно такой отрезок своего исторического времени. Когда Наконечный реализовывал свой проект по Мамаям, это был именно 7514 год  Украинского календаря. 

Идея проекта — показать Мамая как первопредка, мужское отражение мамы, матери, хранительницы. Мамай воин, отец рода. В этом образе собранн дух предков с архаической древности. Тотем, Богатырь, первопредок, колдун, запорожский казак. Его пространство — степь, его воля-конь, его думы — вне земного. Именно таким стремился показать Мамая Владимир Наконечный в своих композициях этого цикла.

Проект памятника для Киева — была такая идея. Мамай сидит с бандурой в позе лотоса, а над ним Берегиня держит рушник — покрова. Мамай — дохристианский образ, а Богиня — христианского периода. В этой композиции — объединение двух культурных эпох. Скульптор планировал, что на этом рушнике можно нарисовать вышивку эмалями, могла быть такая высокая вертикальная композиция, символизирующая объединение двух эпох.

Мамаем называли памятники, которые ставились на курганах. Наконечный мечтал на всех курганах, которые сохранились, поставить памятники Мамаям. На его могиле, которая оформлена в виде небольшого кургана, сегодня сидит один из его Мамаев в позе лотоса, с думами о внеземном …

Маленький принц

В парке имени Лазаря Глобы, что в центре города, на небольшом озере стоит скульптурная композиция «Маленький принц». Она сделана по мотивам известного произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Мальчик с розой сидит на шаре. Это — его планета и его любимый цветок, за которым он ухаживает. 

Скульптурная композиция гармонично вписалась в парковой зоне. Парк, к сожалению, сегодня нуждается в полном восстановлении. А скульптура маленького принца — это напоминание о том, что свою планету надо убирать, как делал это вымышленный герой.

Памятник Мильману

В городе есть еще один памятник авторства Владимира Наконечного — Б. Мильману, одному из строителей Днепровской набережной. Именно он входил в группу инженеров, которые предложили проложить единый коллектор водопровода, канализации, газопровода и различных кабелей вдоль береговой линии. Реализация этого проекта была экономной и рациональной.

Памятные доски

Мемориальные доски авторства скульптора, их много по городу. Фигуры, в основном, исторические.

Доска Ивану Манжуре, украинскому поэту, фольклористу, лексикографу, переводчику, этнографу, журналисту. Он был историком и социологом, профессионально собирал гербарии флоры Екатеринославщины. Литературный псевдоним Иван Калечка.

Памятная доска Андрею Фабру, губернатору Екатеринославской губернии. 24 января 1847 Андрей Яковлевича Фабр был назначен екатеринославским гражданским губернатором. 1857 Фабр вышел в отставку. Эта фигура заинтересовала скульптора и он планировал сделать скульптурную композицию.

Как рассказывает его жена, была такая мечта с архитектором Сергеем Полюшкиным сделать памятник Фабру не в постаменте, а скульптуру на улице, как будто он просто вышел на проспект. Но для этого надо, чтобы городу понравилась эта идея.

Мемориальная доска основателю таможенной академии академику Петру Падуну, ученому Федору Абрамову на здании института природопользования, Михаилу Решетневу, конструктору космических аппаратов, работавшему в команде Королева. В нашем городе он учился в школе, на которой и разместили мемориальную доску.Наконечний не успел ее завершить. Завершил работу скульптор Гарник Хачатрян.

Доска Валерию Подмогильному, которая странным образом где-то потерялась. Должна была быть на здании Университета имени Олеся Гончара. А. Годенко- Наконечная даже обращалась в прокуратуру, но доску так и не нашли. Она была готова, сделана, отлита на заводе. Искусствовед продолжает поиски. Это была замечательная работа.

Барельеф Композитору Баху — на аллее композиторов возле Дома органной и камерной музыки.

Есть такие бронзовые работы, которые еще никто не видел, некоторые мраморные работы, последние, не завершенные, переведены в мрамор, будут совершенно новыми для посетителей предстоящей выставки.

Нереализованное

Из рассказа жены, Владимир Наконечный работал над еще одной интересной идеей — памятник Акиму Погребняку, который построил Новомосковский собор. Он казак, самородок, умелец в строительстве. Сначала Погребняк сделал такой храм из тростника и показал казакам, а затем реализовал это в дереве, без единого гвоздя. Аким Погребняк имел оригинальную внешность: высокий, худой. И в композиции-замысле Владимира он должен был стоять прямо у собора. Высокая худая фигура с поднятой вверх головой, смотрит на свой собор, как-будто  сам поражен своим творением.

Наконечный входил в тему, хватал идею и имел свое оригинальное видение. Он чувствовал образ и придавал ему особой интонации.

 У него много модерных работ. В девяностые годы он стал лауреатом международной выставки «Пан-Украина», которая была в Днепре.По решению  международного жюри,он получил первую премию за работы модернистские.

С самого начала своего творчества Наконечный делал скульптуры в материале — в бронзе, в мраморе. Этим он отличался среди местных художников, которые работали в основном в гипсе.

Он успел сделать за свои 54 года более 100 работ. Скульптура — это кропотливый процесс, который занимает много времени, поэтому такая творческая производительность впечатляет.

Дочь скульптора — известная художница Л. Наконечная. Сейчас ее персональная выставка проходит в Национальном художественном музее Украины в Киеве.

Была идея назвать одну из улиц  именем скульптора. Пока она не реализована. Как и мемориальная доска самому Владимиру Наконечному.

Latest Posts