Самую высокую точку проспекта Свободы в Каменском еще с советских времен венчал бюст генерального секретаря Центрального Комитета Коммунистической Партии СССР Леонида Ильича Брежнева. Если посмотреть в исторические справки, бюст Брежнева значительно лучше вписывался в социокультурное пространство Днепропетровщины, чем бюсты других деятелей советского режима. Сложилось так потому, что Леонид Брежнев родился именно в Каменском, а двигался по карьерной лестнице именно из мелких постов Украинской Советской Социалистической Республики. Далее на dnepr-future.
Возвращение
Недавно бюст был ликвидирован. Декоммунизация нашла Леонида Ильича в 2020 году. Но теперь, по определенному стечению обстоятельств, бывший Генеральный Секретарь вернулся на свое прежнее место. Так, незначительный вопрос расположения маленького бюста, что сейчас отбывает функцию не более чем садового гнома, поднимает жесткий вопрос национальной идеи всего украинского общества. Уже который год невозможного к решению: что делать с памятниками исторического прошлого?
Разберем это с точки зрения политической философии и посмотрим как подобную проблематику пытается решить власть в других городах Украины. Надо понять, что памятники, как бы это ни казалось странным, устанавливают не для будущих поколений, а для утверждения определенной идеи или действия поколения нынешнего.
Памятники становятся зеркалом с наклейкой, где, отражаясь, гражданин окончательно уверяет себя в правильности текущей идеи общества и режима, в котором он живет.
Итак, если Леонид Брежнев «в граните” возвращается на улице Каменского, можно отметить, что настроения активного элемента тамошнего общества еще не исчерпали привязанности к советскому прошлому, или ищет куда убежать от неприятного и радикального для них настоящего. Это можно увидеть и в других городах. Подобные ситуации демонстрируют, что изменение в один момент не может произойти путем радикального и быстрого уничтожения определенного семиотического сакрального объекта, а может быть достигнуто только путем национального диалога и компромисса. Исторически сложилось так, что украинцы борются за Украину, но каждый за свою. Хуже становится тогда, когда каждый вспоминает строки поэта Рождественского: стань таким, как я хочу.
Другие города
Теперь обратимся к решению подобных социокультурных конфликтов прошлого и будущего в других городах. Харьков, например, в этом вопросе становится городом национальной деконфликтации, сочетая в себе памятники исторического прошлого в образах художников, актеров и писателей, а гордость за то, что ты украинец, дают не флаги на каждом шагу, а чистые улицы, опрятные здания, удивительные соборы, приветливость граждан, которые не обращают внимание на каком языке ты говоришь, потому что это твой выбор. Львов, в свою очередь, демонстрирует жесткий контрапункт между украинской идеей и любым компромиссом. Киев пытается мирно декоммунизироваться, но идеи обтяжки памятника комдива Щорса черным латексом побуждают задуматься над ментальным здоровьем авторов проекта. Днепр, в свою очередь, пытается быть более аполитичным. Но замалчивание вопросов идентичности и несоответствие семиотики реальным настроениям приводит к тому, что Украина не является идеологически целостной системой, что и приводит к безграничной ротации одних бюстов на другие.