Суббота, 27 апреля, 2024

Мосты Днепра: их уникальность и “изюминки”

Днепр тяжело назвать городом мостов. Но так уж сложилось, что развивалось оно с обеих сторон двух рек: Днепра и Самары. Поэтому без мостов обойтись было невозможно. Наш рассказ о мостах Днепра. Далее на dnepr-future.

Согласно Википедии их в городе восемь: пять через Днепр, два через Самару и один пешеходный на Монастырский остров.

Амурский мост и его три судьбы

Поначалу мостов не было. Была переправа, которая размещалась в Каменке. На крупных дубовых плотах и лодках чумаки, казаки и торговцы переправлялись с левого берега на правый и обратно, перевозя соль, рыбу и другие товары.

С развитием промышленности, переправы стало не хватать. Встал вопрос о строительстве моста. И в 1796 он был открыт. Деревянный, бесконечно длинный, он так прогибался под тяжестью тяжелых повозок, что сами повозки оказывались в воде, а два крыла постройки на высоте. За это переправу называли «живой». Зимой полотно разбирали на доски и на другой берег добирались по льду. Летом строили заново, а весной и осенью путешественникам приходилось делать огромные крюки, чтобы попасть на другой берег.

Конечно, и такой вариант промышленность, которая росла огромными темпами, не устраивал. Потребовалось сооружение, которое выдерживало бы вагоны с железной рудой. Её уже начали добывать в Кривом Роге. Было решено построить двухъярусный мост из железа и бетона, по которому мог бы передвигаться и автомобильный, и гужевой, и железнодорожный транспорт.

В 1884 году это гигантское к тому времени сооружение было открыто. Предоставив возможность объединить криворожскую руду с донецким углем, оно превратило тихий провинциальный Екатеринослав в промышленную столицу.. Доказательством тому стала золотая медаль парижской выставки, которую мост получил вместе с Эйфелевой башней.

Старый Амурский мост

Отметим, что во время своего существования Амурский мост был разрушен дважды: в 1919 году это сделали отряды батьки Махно, а в 1941 — советские войска во время отступления. И каждый раз мост отстраивали.

Но время шло. Старого Амурского моста стало не хватать, и потому рядом со старым мостом построили новый. Открыли его 2 ноября 1977 года.

Сейчас Амурский мост является одной из визиток Днепра, которую можно увидеть на множестве открыток, посвященных городу.

Современный Амурский мост

Мерефо-Херсонский мост

Самым красивым мостом Днепра считается Мерефо-Херсонский. Прозрачным кружевом он нависает над водами реки создавая удивительные узоры. Недаром это сооружение взято под охрану государства как памятник архитектуры. Когда-то давно, напротив поселка Новый Кодак здесь размещалась казацкая переправа. И именно по ее линии был проложен мост.

Интересный факт: строить его начали еще в самом начале прошлого столетия в Екатеринославе, а закончили уже в Днепропетровске. Все просто – помешала Первая мировая война. И только в конце 1932 года, за рекордно быстрые сроки – 1 год и 4 месяца, мост построили и сдали в эксплуатацию.

Во время Второй мировой войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен, но после восстановлен.

Мерефо-Херсонский мост

Центральный мост

Так сложилось, что город Днепр расположен на обоих берегах Днепра узкими длинными цепочками жилых районов. Соединил эти районы построенный в 1966 году Центральный мост.

Сооружение возвели на месте старого деревянного моста, который наскоро когда-то сделали военные. Существовал он до начала 50-х годов прошлого столетия. Для автомобилей этот «раритет» был уже непригоден, а вот местные жители, чтобы сократить дорогу, рисковали переходить с берега на берег по шатким, подгнившим дощечкам.

В начале 60-х годов мост сгорел. И сразу встал вопрос о строительстве нового, капитального сооружения, которое могло бы разгрузить огромные транспортные потоки мегаполиса. Эту функцию взял на себя построенный за два года Центральный мост. Он самый длинный в Украине. Длина составляет 1478 метров, ширина – 21.

Центральный мост

Кайдакский мост

Впоследствии и Центрального моста стало не хватать. Поэтому в 1975 году было начато строительство Кайдакского моста. Он находится на месте старой переправы, которая два столетия верой и правдой служила торговцам и путешественникам.

Строили сооружение целых 7 лет и открыли в 1982 году. Особенность его в том, что здесь проложены колеи и курсируют городские трамваи.

Кайдакский мост

Южный мост

Время шло, город развивался. Трех мостов оказалось маловато. Поэтому, чтобы вывести транзитный транспорт из центра города на объездную дорогу, был построен Южный мост. Создавали его двумя очередями целых 18 лет и открыли только в 2000 году, а в 2002 дополнили дорожной развязкой и путепроводом над железной дорогой.

Южный мост

Усть-Самарский мост

Усть-Самарский мост находится в устье реки Самары и соединяет Игрень с левобережной частью города. Построенный в 1981 году мост считается автомобильным. Говорят, что по сравнению с другими, этот довольно тих и спокоен. Недаром его так любят местные рыбаки.

Усть-Самарський мост

Самарский мост

Самарских мостов в Днепре по сути два. Первый – один из старейших железнодорожных мостов Днепра. Его построили в далеком 1873 году. Второй автомобильный, открытый в 1957. Оба соединяют микрорайон Игрень с левобережной частью города.

Самарский мост

Пешеходный мост на Монастырском острове

Отдельно нужно рассказать о единственном пешеходном мосту, расположенном в центре Днепра. Это мост на Монастырском острове. Он объединяет “материковую” и “островную” части парка имени Шевченко в единое целое. Когда-то на его месте был мост гужевой. Во время Второй мировой он был разрушен. И только когда в середине прошлого столетия остров стал рекреационной зоной,  построено живописное сооружение, центр которого копирует находящийся напротив Мерефо-Херсонский мост. Говорят, пролеты опор для него призвали когда-то из Германии, но правда ли это, неизвестно.

Мост Монастырского острова – излюбленное место влюбленных пар. Сюда приходят молодожены, чтобы закрепить на перилах моста “замки счастья”, ключи от которых бросают в воду Днепра. Недаром местные кузнецы установили рядом скамейку Влюбленных и Дерево Счастья

Пешеходный мост

И хотя Днепр не является городом мостов, эти сугубо утилитарные сооружения стали настоящим украшением и достопримечательностями прекрасного города на Днепре.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.