Каждый, кто проходил по набережной или попадал на Монастырский остров видел — Мерефо-Херсонский мост. Архитектурный гигант, протянувшийся своими архаичными дугами с одного берега Днепра к другому, пишет dnepr-future.com.ua.
Мерефо-Херсонский мост — второй по древности из мостов Днепра. Он признан архитектурным памятником города, и сейчас функционирует как обычный путь железной дороги.
Его проект был разработан в 1912 году, а строительство началось в 1914 году. Не лучшее время для начала отстройки полезных узлов сообщения — началась Первая мировая война. Успели установить двадцать две опоры моста, а своды пролетов — нет.
Война
Первая мировая в Украине переросла в гражданскую войну. Вспомните известного писателя Булгакова с его «Белой гвардией» и Киевом, который за год было взято четырнадцать раз. Ротация гетмана, Центральной Рады, петлюровцев, махновцев, белой армии и большевиков никак не способствовала созданию величественных архитектурных сооружений. Времена изменились, советские силы захватили власть на территории Украины и стабилизировались.В 1929 году было восстановлено строительства моста.
Автором реорганизованного проекта стал Н.М.Колоколов, а главным инженером — М.А.Киеня, получивший орден за возведение железнодорожных мостов.
21 декабря 1932 его ввели в эксплуатацию, сооружение было построено за год и четыре месяца.
Разрушение
Когда Вторая мировая пришла на украинские территории, гигант Мерефо-Херсонский стал, как и Амурский, — стратегическим объектом. Именно им после кровопролитной обороны отходили части советских вооруженных сил. После отхода он был уничтожен советскими войсками, хотя до 1991 года в этом обвиняли вермахт.
Мерефо-Херсонский был отстроен нацистами, и назван в честь полковника фон Клейста, командира танковых войск, с трудом взявших город. Во время своего ухода, нацисты уничтожили Мерефо-Херсонский полностью, оставив только руины арок.
Отстройка
После войны мост был восстановлен под управлением Е.Г.Тетерука
Теперь он является памятником архитектуры, и все еще не сдает позиции, достойно выполняя свою работу одного из важнейших узлов железной дороги.