Понедельник, 16 сентября, 2024

История авиакатастрофы в Днепропетровской области, в результате которой погибла команда футболистов

11 августа 1979 года небо над Днепропетровской областью окрасилось в траурный цвет. В ясный летний день произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории происшествий региона. Столкновение двух пассажирских самолетов Ту-134 в 13:38 по местному времени, на высоте 8400 метров над поселком Куриловка (на севере от города Каменское, Днепровский район) унесло жизни 178 человек, среди которых были все члены легендарного футбольного клуба “Пахтакор”. Эта трагедия потрясла весь мир и оставила глубокий след в сердцах миллионов. Далее на dnepr-future.

Последняя победа и предчувствие 

8 августа 1979 года ташкентский “Пахтакор”, полные сил и амбиций, одержали уверенную победу над ворошиловградской “Зарей” со счетом 3:1. Этот успех вселил оптимизм в сердца футболистов и болельщиков, предвкушавших новые яркие победы.

Однако судьба распорядилась иначе. Уже через несколько дней, 11 августа, команда должна была отправиться в Минск на очередной матч чемпионата СССР. 10 августа футболисты провели заключительную тренировку на своей базе “Чиготай” и с нетерпением ожидали предстоящего вылета. В тот же день на игру в столицу Белорусской ССР отправился дублирующий состав команды.

Источник фото: https://uk.wikipedia.org/

Утром 11 августа основная команда “Пахтакора” прибыла в ташкентский аэропорт. Вместе с футболистами летели тренерский штаб и медицинский персонал. Капитан команды Михаил Ан, несмотря на небольшую травму, решил сопровождать своих подопечных в Минск, надеясь не только поддержать команду с трибун, но и обсудить в Москве вопрос о своих выступлениях за сборную СССР.

Примечательно, что главный тренер команды Олег Базилевич решил не лететь с командой. За несколько дней до трагедии он отправился в Сочи, где отдыхала его семья. Базилевич планировал провести там несколько дней и затем присоединиться к команде в Минске. Также не летел с “Пахтакором” известный советский спортивный комментатор Роман Турпищев, который всегда комментировал матчи ташкентской команды. В тот день у него были другие профессиональные планы, связанные с подготовкой к предстоящей телетрансляции с участием первого секретаря ЦК Компартии Узбекской ССР Шарафа Рашидова.

Никто из них не мог предположить, что этот обычный летний день станет последним для многих членов команды “Пахтакор”. Судьба трагически оборвала их жизни, оставив глубокую рану в сердцах болельщиков и всех, кто знал и любил эту команду.

Трагедия, как следствие халатности

11 августа 1979 года над Днепропетровской областью разыгралась трагедия, унесшая жизни 178 человек. Причиной катастрофы стало столкновение двух пассажирских самолетов Ту-134 в небе над поселком Куриловка. Тщательное расследование выявило целый комплекс ошибок, допущенных диспетчерской службой Харьковского центра управления воздушным движением.

Источник фото: https://uk.wikipedia.org/

В тот день на дежурстве находилась группа диспетчеров, которым предстояло координировать движение большого количества воздушных судов. Однако, из-за нехватки опытных кадров и чрезмерной нагрузки, возникла критическая ситуация. Старший смены Сергей Сергеев поручил контроль за воздушным пространством неопытному 21-летнему диспетчеру Николаю Жуковскому, не обеспечив должного надзора за его работой.

Ситуация осложнялась еще и тем, что в этот день в Крым летел на отдых Леонид Брежнев, поэтому один из воздушных коридоров был постоянно занят. Это привело к тому, что оставшиеся два коридора были перегружены воздушным транспортом. По словам диспетчера Владимира Сумского, участвовавшего в расследовании, ситуация в воздушном пространстве была настолько напряженной, что даже автоматические системы не смогли бы справиться с такой нагрузкой.

Два пассажирских самолета Ту-134, один из которых летел из Челябинска в Кишинев, а другой – из Ташкента в Минск, оказались на опасном сближении. Диспетчеры не смогли вовремя оценить риски и предотвратить столкновение. Самолеты столкнулись на высоте 8400 метров, не имея возможности маневра.

Расследование показало, что основной причиной трагедии стала грубая ошибка диспетчеров, которые допустили одновременное нахождение двух самолетов в одной точке воздушного пространства. Недостаточный контроль за воздушной обстановкой, отсутствие четкой координации действий и высокая нагрузка на диспетчеров привели к катастрофическим последствиям. 

Расследование причин катастрофы выявило ряд системных проблем в системе управления воздушным движением. Однако, до сих пор существуют различные точки зрения на то, что стало основной причиной столкновения двух самолетов. Эта трагедия послужила толчком к серьезным изменениям в системе безопасности полетов.

После катастрофы

Несмотря на масштаб трагедии, официальные советские СМИ долгое время умалчивали о случившемся. Первые сообщения о катастрофе появились лишь через несколько дней после происшествия, а подробности инцидента тщательно скрывались от общественности. Ташкент же тем временем погрузился в глубокую скорбь. Похороны погибших футболистов собрали огромное количество людей, которые пришли проститься со своими любимцами. Траурная процессия растянулась на километры, а на Боткинском кладбище, где были похоронены большинство погибших, был установлен мемориал.

Правосудие и его последствия

Виновниками трагедии были признаны диспетчеры, непосредственно отвечавшие за контроль воздушного пространства в районе катастрофы. Жуковский и Сумский были приговорены к длительным срокам лишения свободы. Однако, многие эксперты отмечали, что ответственность за случившееся лежит не только на них, но и на руководстве авиационной системы, которое не смогло обеспечить должный уровень безопасности полетов.

Восстановление команды и память о погибших

Футбольный клуб “Пахтакор” после этой трагедии переживал тяжелые времена. Команда была практически полностью уничтожена, и ее пришлось восстанавливать заново. Благодаря поддержке болельщиков и футбольной общественности, клуб смог преодолеть этот тяжелый период. В регламент чемпионата СССР был внесен специальный пункт, гарантирующий “Пахтакору” место в высшей лиге на несколько лет.

Источник фото: https://uk.wikipedia.org/

Память о погибших футболистах чтят по сей день. В Ташкенте и других городах Узбекистана их именами названы улицы. На месте катастрофы установлен обелиск, а в поселке Куриловка воздвигнут памятник, символизирующий оборванные жизни и вечную память о погибших. Катастрофа над Днепропетровской областью стала трагическим уроком, который напоминает о хрупкости человеческой жизни и важности безопасности в авиации.

“Список погибших игроков “Пахтакора””

Авиакатастрофа над Днепропетровщиной унесла жизни талантливых и перспективных спортсменов, которые были на пике своей карьеры. Среди погибших были опытные игроки, воспитанники клуба и молодые таланты, которым пророчили большое будущее.

Идгай Борисович Тазетдинов – опытный тренер, под руководством которого “Пахтакор” добился значительных успехов. Его тактическая грамотность и умение работать с молодыми игроками сделали его одним из самых уважаемых тренеров в советском футболе.

Мансур Инамджанович Талибджанов – администратор команды, который всегда заботился о своих футболистах. Его доброта и профессионализм снискали ему уважение и любовь всего коллектива.

Владимир Васильевич Чумаков – врач команды, который всегда был готов оказать помощь своим подопечным. Его профессионализм и человечность помогли многим футболистам восстановиться после травм и вернуться на поле.

Источник фото: https://asiaplustj.info/

Михаил Иванович Ан – капитан команды, опытный защитник, который был примером для молодых игроков. Его лидерские качества и преданность клубу были неоценимы.

Равиль Рустамович Агишев, Алим Массалевич Аширов, Сурожиддин Ахмедович Базаров, Константин Александрович Баканов, Юрий Тимофеевич Загуменных, Шухрат Мусинович Ишбутаев, Александр Иванович Корченов, Николай Борисович Куликов, Владимир Васильевич Макаров, Сергей Константинович Покатилов, Владимир Вальевич Сабиров, Владимир Иванович Федоров и Виктор Николаевич Чуркин – футболисты, каждый из которых внес свой вклад в развитие ташкентского футбола. Их имена навсегда вписаны в историю клуба.

Эти футболисты были не просто игроками, они были друзьями, коллегами, единомышленниками. Память о них жива в сердцах болельщиков и всех, кто знал этих замечательных людей.

Источники:

  1. https://www.umoloda.kiev.ua/number/1466/196/51572/
  2. https://www.ua-football.com/foreign/newscommon/1225214001-ostavshiesya-na-nebesah.html
  3. https://asiaplustj.info/ru/news/sports/20230811/pogibshii-v-nebe-pahtakor

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.