Среда, 29 июня, 2022

Дворец металлургов в Днепре. Возрождение памятника архитектуры

В Днепре есть по-своему уникальный архитектурный памятник, который пережил десятилетия расцвета, впоследствии десятилетия разрушения, и стал в последние годы едва ли не самой частой темой для обсуждений, дискуссий, торгов и судебных исков. Это дворец культуры металлургов, который старшее поколение советских времен помнит как дворец Ильича. Далее на dnepr-future.

Наша корреспондентка взяла интервью у историка, культуролога, краеведа, кандидата исторических наук Максима Кавуна, который в 2012 году стал инициатором создания группы в защиту здания. Вот что он рассказал об истории и сегодняшнем состоянии памятника архитектуры.

История дворца металлургов

История началась в 1925 году. Это был период индустриализации, активного строительства, огосударствления культуры. При больших предприятиях строили культурные заведения. Поэтому Днепропетровский металлургический завод имени Петровского (бывшая «Брянка») тоже получил разрешение на строительство дворца труда в Екатеринославе (Днепре).

Конкурс проектов не принес желаемого результата, потому местные власти обратились к архитектору Александру Леонтьевичу Красносельскому.

Кстати, его проект был сделан в стиле неоклассицизма. Архитектор согласился реализовать с условием, что он поедет в командировку в Москву и Санкт-Петербург, чтобы ознакомиться с новыми течениями в архитектуре. После командировки Красносельский, пораженный увиденным, создает новый проект уже в стиле конструктивизма. Дворец металлургов стал единственным его проектом в этом стиле. Это одно из крупнейших и лучших сооружений в Украине конструктивистского стиля.

Открытие состоялось в 1932 году, рассказывает историк. Назывался он во все времена по-разному: «Дворец культуры металлистов им. Ильича», «Дворец завода имени Петровского», «Театр металлургов», «Большой театр».

В 1935-36 годах по проекту того же Александра Красноселського во дворце достроили большой театр на 1600 мест.

Во время войны дворец был разрушен, но его быстро восстановили.

Период расцвета

Самым ярким периодом расцвета этого культурного центра стали 30-60 годы ХХ века. Это была первая сцена области, в помещении работала областная филармония, приезжали с концертами, спектаклями столичные артисты, самые важные мероприятия проходили именно здесь. Различные кружки художественной самодеятельности, студии, большая библиотека, привлекали сюда массово жителей города.

Упадок

Строительство театра оперы и балета, стадиона «Метеор» в центре города стало началом упадка для дворца металлургов. Далее банкротство завода — владельца и около двадцати лет разрушения.

С 2000 года здание стояло пустым, ее разграбили, во многих местах протекала крыша, что ускорило его разрушение

Местные власти даже хотела снести дворец. 

В 2017 году дворец культуры был продан за 7800000 гривен. Покупателем стала киевская фирма.

Возрождение

Максим Кавун вспоминает:

«В 2012 году мы создали инициативную группу после заявления городских властей о его сносе и мы отстаивали дворец в Киеве. Тогда зданию присвоили статус местной достопримечательности архитектуры. Но нынешний владелец не согласен с этим статусом и подал очередной иск в суд. Потому что статус накладывает дополнительные обязанности и расходы. Если, например, в Америке владельцам исторических памятников на качественную реставрацию выплачиваются  средства, то у нас все наоборот.

Я сам писал историческую справку и выступал за внесение дворца в перечень архитектурных памятников, которую в Киеве утвердило министерство. Я вообще считаю, что это памятник национального значения. Это самое большое сооружение конструктивизма на юго-востоке Украины. Но здесь важно, что охранный статус есть. Я надеюсь, что он будет сохранен и позитив сейчас в том, что это здание спасено.

И реконструкция, которая проходит сейчас, необходима для того, чтобы сохранить дворец от полного разрушения. Особенно это касается задней части, где был расположен зрительный зал. Крыша протекала 20 лет и поэтому этот зал уцелел частично. Там утрачены два барельефа из десяти. 

В целом у меня отношение положительное к реконструктивным работам. Сохранено минимум пять больших залов советской эпохи и новый владелец обещает вернуть им первоначальный вид. Пилястры, капители, барельефы, даже довоенная лестница сохранились. Состояние интерьеров превзошло ожидания.

Сделан косметический ремонт фасадной части, заменены окна, окрашены стены — это соответствует стилю конструктивизма, он не имеет декора.

Боковые крылья уже начали сдавать в аренду. Я не вижу в этом ничего плохого, потому что в боковых крыльях обычные помещения, не имеют такой ценности, как центральная часть.

По центральной части  хотелось бы, чтобы при реконструкции учитывали мнение экспертов, историков, краеведов.

Это сооружение заслуживает написания книги и она уже мною написана, ждет издания.»

Latest Posts