Амурский мост (Старый мост) – один из первых возведенных мостов в городе, к тому же единственный разводной. Больше на сайте dnepr-future.
В городе Днепр насчитывается порядка 32 больших и средних мостов, 20 малых, а также 18 виадуков и путепроводов. Далее в публикации речь пойдет о самом старейшем мосте города – Амурском или Старый. Среди всех украинских мостов – это, пожалуй, самое грандиозное и широкомасштабное сооружение через реку. Мост насчитывает десяток тысяч тонн металлических конструкций, два миллиона болтов и заклепок на пятнадцати пролетах.
Амурским мост стали так называть в связи с расположенным на левом берегу города района Амур, с которым связывает мост правый берег. А вот история зарождения распространившегося в народе названия «старый мост» умалчивается, точной причины которого никто не знает.
Хитрости названия моста
В названии, а также в старинности моста есть некоторые хитрости. Первая, на самом деле Амурских мостов существует два: 2-х ярусный (№1) и его 1-ярусный ж/д дублер (№5). Как вы уже сами догадались, старым на самом деле является именно двухъярусный. Амурский мост не самый старый в городе – его нынешняя конструкция гораздо моложе конструкции Мерефо-Херсонского моста.
Краткая история
Первый мост соорудили еще в Екатеринославе одновременно с Екатерининской ж/д, ныне Приднепровская железная дорога. Это был важнейший связующий узел между Кривым Рогом и Донецком в условиях интенсивно развивающегося промышленного и горнодобывающего производства.
18 мая 1884 года – состоялось торжественное открытие моста. Мост еще тогда был двухъярусным: на нижнем ярусе была 1 ж/д колея, по верхнему ярусу был пропуск для пешеходов и повозок, чуть позже уже и для автомобилей. В то время это был самый протяженный мост и гордой достопримечательностью города. Размеры моста впечатляли как местных жителей, так и гостей города: общая длина металлических пролетов – 1,3 км, с подходами – 2,4 км.
Через 50 лет Амурский мост подвергся реконструкции и восстановлению дважды: в 1920 году после гражданской войны, после Второй мировой войны мост вынуждены были отстраивать заново.
В 1935 году на Старом мосту открыли трамвайную линию.
После второй реконструкции внешний вид моста напоминал прежний лишь фермами и вторым ярусом, кроме этого, у него появилась новая возможность – разводной пролет.
С новым видом мост открыли в 1954 году, на время реконструкции основного, рядом соорудили деревянный мост на опорах, остатки которых можно увидеть и сейчас (со стороны левого берега).
Интенсивно увеличивающийся трафик ж/д перевозок создал необходимость в расширении моста для открытия двух направлений. Возле Старого моста в 1977 году был открыт еще один мост схожий по конструкции.
Разводной механизм моста
Пролет 1-ярусного моста поднимается вверх вертикально примерно на половину своей высоты и подвешен между «башнями». Контактная сеть вынесена за пределы фермы, чтобы оставаться неподвижной во время разводки моста. Сверху на башнях находится машинное отделение, а массивный противовес – внутри конструкции башни за лестницей.