Сегодня социальные сети можно назвать «черной дырой», в которую попадают ваши личные данные, которые легко могут стать «достоянием» общественности. Человеку трудно представить свою жизнь без интернета в современных условиях. Facebook, Instagram, Twitter и другие, менее популярные, стали платформой для общения с друзьями, знакомства и обсуждения самых разнообразных тем, но все они имеют темную сторону. Люди не задумываются об опасности, выкладывая свои фотографии и личную информацию на такие привычные страницы социальных сетей. Пользователи соцсетей указывают свою дату рождения, контактные телефоны, адрес, место работы. А во время переписки сегодня мало кто фильтрует темы разговоров и вообще здесь, как правило, человек полностью пренебрегает осторожностью, хотя случаи, когда «мастера» взламывают пароль от аккаунта — не редкость в наше время развитых технологий, пишет dnepr-future.com.ua. Чем может обернуться такая открытость мира?
Человек, как под микроскопом
Сегодня можно буквально потеряться среди огромного потока информации в интернете, который содержит не только ту информацию, в которой мы нуждаемся. Миллионы рекламных постов и объявлений автоматически подстраиваются под наши локации, предпочтения, интересы, возраст, пол. Даже то, что вы создай электронную почту уже гарантирует, что вам будут показывать рекламные объявления и отправлять письма с различными предложениями сервисов, мероприятий, товаров и услуг. Есть люди, которые никогда не создавать свои аккаунты в соцсетях и не пользуются имейлу. Достаточно посмотреть видео на YouTube, и он предложит вам посмотреть похожие ролики и рекламу, сформуючи подборку контента согласно вашей истории просмотров.
Все это происходит с помощью алгоритмов социальных сетей, которые просто захватывают своей масштабностью. Они незаметно проникли в нашу жизнь, собирая все большее количество информации о нас до мелких деталей. Кажется ваш аккаунт в Facebook знает все о вас лучше, чем ваша мама. Это действительно впечатляет и настораживает одновременно.
Мы не в состоянии спрятаться от рекламы, это похоже на плату за возможность использовать безвозмездно сеть интернет. Многие европейцы все еще пытается защищать свои пределы, указывая на своих страницах не настоящие данные, скрывая фото и создавая себе псевдонимы. Но часто страница в Facebook интересна работодателям, которые могут составить первое впечатление о будущем работника, просмотрев его профиль.
Исследование рекламных алгоритмов
Людмила Люшенко, которая учится в 10 классе Политехнического лицея НТУУ «КПИ» решила исследовать алгоритмы, по которым работает таргетированная реклама на Facebook. Это та реклама, которая предлагает нам продукты или услуги согласно наших наиболее вероятных предпочтений. То как же социальные сети проявляют наши интересы и вкусы?
Молодая исследовательница поделилась полученными результатами на мероприятии ко Дню безопасного интернета в университете Драгоманова.
Девушка обнаружила какие способы используют социальные сети для создания таргета, а именно как происходит выделение целевой аудитории – людей, которые будут наблюдать на своих страницах специальную рекламу, которая направлена именно на них. Людмила объясняет как именно «ведут себя» алгоритмы согласно изменения или добавления новой информации о конкретном человеке в ее соцсети, а также что будет происходить, если минимизировать количество данных о себе при создании своего профиля впервые. Оказалось, что активность алгоритмов прямопропорциональна количеству информации, которую мы указываем. При отсутствии каких-либо данных о человеке, его могут считать ботом.
Казалось бы, всем известный факт о том, что показ рекламы основан на персональных данных, которые мы указываем, или которые собираются по нашим просмотрам в сети интернет. Но мало кто замечает, как работает этот процесс.
Чтобы увидеть как работает механизм сбора и использования личной информации для рекламного таргета, лицеистка создала несколько страниц придуманных лиц в социальных сетях и проанализировала рекламу, которая предлагалась на страницах этих профилей. Таким образом, девушка продемонстрировала глобальность данного вопроса.
«Много людей не думают о том, что их данные каким-то образом используются. А если и думают, то в основном ничего с этим не делают. Но на самом деле сеть постоянно формирует предложения для пользователей, учитывая их интересы и то, чем те занимаются, где живут, где работают и так далее», — объясняет Людмила Люшенко.
От таргетированной рекламы не сбежать
Интересной является история об одном из созданных профилей-фейковая страница молодой женщины. Было создано несколько аккаунтов для этой женщины, а именно Facebook, Instagram, Twitter и другие. Сначала на протяжении 3 дней показывали обычную неперсонализированную рекламу, но на четвертый день были объявления с учетом демографических данных, женщине предлагали купить косметические средства.
Впоследствии исследовательница сделала два поста в Twitter, где вспомнила о выдуманной ребенка, которого якобы имела женщина. Первый твит содержал информацию о возрасте ребенка, а в другом было написано, что это мальчик. Сразу после этих публикаций, реклама стала предлагать одежду для мальчика 2-3 лет.
Ключевым моментом является то, что рекламные объявления появились в поисковой системе, в которой ранее не было подобных запросов о поиск детской одежды. Людмила пришла к выводу, что алгоритм сформировал предложения на основе вымышленных данных о женщину и ее ребенка.
Другой, созданный исследовательницей профиль с минимальным количеством информации о пользователе. Алгоритм не смог на основе минимальных данных выявить интересы и демографические данные вымышленной личности. Среди рекламных объявлений было промо воды, туризма и услуг мобильного оператора, то есть реклама нейтрального характера. Впоследствии система «пришла к выводу», что страница принадлежит юноше подросткового возраста. Среди рекламных предложений появилась соответствующая одежда, аксессуары и музыка для парня-подростка. Через 10 дней вместо рекламы было показано несколько социальных опросов с целью выявить все же интересы пользователя незаполненной страницы. Через месяц с момента создания страницы, она стала функционально ограниченной, то есть распознанной как бот. Пользователь страницы не мог пользоваться некоторыми сервисами и вводить капчу.
Что с этим делать?
Не стоит волноваться. Таргетированная реклама не такая уж страшная. С точки зрения рекламодателей, этот инструмент анализирует данные пользователей, что дает возможность подбирать рекламу в соответствии с интересами пользователей интернета, тем самым увеличивая прибыль, сэкономив время. У реклламодателей есть дилемма: распространять количество рекламных объявлений, которые не будут интересны каждому конкретному пользователю, или же выбирать рекламу в соответствии с интересами каждого, чтобы заинтересовать человека тем или иным продуктом или услугой.
Можно позаботиться о своей безопасности. Прежде всего нужно читать запросы, поступающие от приложений на вашем девайсе. Компьютерная или мобильная игра часто запрашивает доступ к вашим контактам, местонахождение, галереи и других данных. Много кто подтверждает эти запросы на автомате, не задумываясь для чего в игре такая информация о вас. У каждого есть выбор быть ему внимательным.
Людмила Люшенко подтвердила то, что все соцсети, которыми мы пользуемся каждый день активно собирают, анализируют и используют наши личные данные, о защите которых следует заботиться и быть внимательными.
Девушка продемонстрировала результаты своей исследовательской работы на конкурсе «ТехноУкраїна». Их достоверность проверена отделом таргетинга мобильного оператора. Людмила Люшенко рекомендует выдвинула предложение по использованию своего исследования на школьной информатике.
«Там часто говорят: «вирусы — плохие, не надо их качать». Думаю, значительно лучше будет рассказать про вот такие алгоритмы. Это касается каждого, ведь социальными сетями и интернетом вообще пользуемся мы все» — отметила юная исследовательница.